Презентация на тему "Понятие двойного интеграла"

Презентация: Понятие двойного интеграла
Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Понятие двойного интеграла" для 10-11 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 9 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по математике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Понятие двойного интеграла
    Слайд 1

    Понятие двойного интеграла

    Понятие двойного интеграла Двойной интеграл в общем виде записывается следующим образом: Разбираемся в терминах и обозначениях:– значок двойного интеграла; – область интегрирования (плоская фигура); – подынтегральная функция двух переменных, часто она довольно простая; – значки дифференциалов.

  • Слайд 2

    Что значит вычислить двойной интеграл?

    Вычислить двойной интеграл – это значит найти ЧИСЛО. Самое обычное число:И крайне желательно найти его правильно =) Результат (число  ) может быть отрицательным. И ноль тоже запросто может получиться. Специально остановился на данном моменте, поскольку немало студентов испытывают беспокойство, когда ответ получается «шото вроде как странный». Многие помнят, что «обычный» определённый интеграл – тоже число. Здесь всё так же. У двойного интеграла существует и отличный геометрический смысл, но об этом позже, всему своё время.

  • Слайд 3

    Как вычислить двойной интеграл?

    Для того чтобы вычислить двойной интеграл, его необходимо свести к так называемымповторным интегралам. Сделать это можно двумя способами. Наиболее распространён следующий способ: Вместо знаков вопроса необходимо расставить пределы интегрирования. Причём одиночные знаки вопроса   у внешнего интеграла – это числа, а двойные знаки вопроса   у внутреннего интеграла – это функции одной переменной  , зависящие от «икс». Откуда взять пределы интегрирования? Они зависят от того, какая в условии задачи дана область  . Область   представляет собой обычную плоскую фигуру, с которой вы неоднократно сталкивались, например, при вычислении площади плоской фигуры иливычислении объема тела вращения. Очень скоро вы узнаете, как правильно расставлять пределы интегрирования. После того, как переход к повторным интегралам осуществлён, следуют непосредственно вычисления: сначала берётся внутренний интеграл  , а потом – внешний. Друг за другом. Отсюда и название – повторные интегралы. Грубо говоря, задача сводится к вычислению двух определённых интегралов. Как видите всё не так сложно и страшно, и если вы совладали с «обыкновенным» определённым интегралом, что мешает разобраться с двумя интегралами?! Второй способ перехода к повторным интегралам встречается несколько реже: Что поменялось? Поменялся порядок интегрирования: теперь внутренний интеграл берётся по «икс», а внешний – по «игрек». Пределы интегрирования, обозначенные звёздочками –будут другими! Одиночные звёздочки внешнего интеграла – это числа, а двойные звёздочки внутреннего интеграла – это обратные функции  , зависящие от «игрек». Какой бы мы ни выбрали способ перехода к повторным интегралам, окончательный ответ обязательно получится один и тот же:

  • Слайд 4

    Алгоритм решения двойного интеграла:

    Систематизируем информацию: в каком порядке нужно решать рассматриваемую задачу? 1) Необходимо выполнить чертёж. Без чертежа задачу не решить. Точнее, решить можно, но это будет похоже на игру в шахматы вслепую. На чертеже следует изобразить область  , которая представляет собой плоскую фигуру. Чаще всего фигура незамысловата и ограничена какими-нибудь прямыми, параболами, гиперболами и т.д. Как быстро и грамотно выполнить чертёж, можно посмотреть в методическом материале Графики и основные свойства элементарных функций. Итак, этап первый – выполнить чертёж. 2) Расставить пределы интегрирования и перейти к повторным интегралам. 3) Взять внутренний интеграл 4) Взять внешний интеграл и получить ответ (число).

  • Слайд 5

    Пример

    Дан двойной интеграл     с областью интегрирования  . Перейти к повторным интегралам и расставить пределы интегрирования двумя способами. Решение: Изобразим область интегрирования на чертеже:  Обычная плоская фигура и ничего особенного. Теперь я выдам каждому из вас орудие труда – палку-копалку лазерную указку. Задача состоит в том, чтобы просканировать лучом лазера каждую точку заштрихованной области:  . . 

  • Слайд 6

    Луч лазера проходит область интегрирования строго снизу вверх, то есть указку вы ВСЕГДА держите ниже плоской фигуры. Луч входит в область через ось абсцисс, которая задаётся уравнением    и выходит из области через параболу    (красная стрелка). Чтобы просветить всю область, вам нужно строго слева направо провести указкой вдоль оси  ОХ  от 0 до 1 (зелёная стрелка). Итак, что получилось:«игрек» изменяется от 0 до  ;«икс» изменяется от 0 до 1. В задачах вышесказанное записывают в виде неравенств: Данные неравенства называют порядком обхода области интегрирования или простопорядком интегрирования После того, как мы разобрались с порядком обхода, можно перейти от двойного интеграла к повторным интегралам: Половина задачи решена. Теперь необходимо перейти к повторным интегралам вторым способом. Для этого следует найти обратные функции. Кто ознакомился со вторым параграфом урока Объем тела вращения, тому будет легче. Смотрим на функции, которыми задается область  . Если совсем просто, то перейти к обратным функциям, это значит – выразить «иксы» через «игреки». Единственной функцией, где есть и «икс» и «игрек», является  . Если  , то  , причём:обратная функция    задает правую ветку параболы;обратная функция    задает левую ветку параболы. Нередко возникают сомнения, вот, к примеру, функция    определяет левую или правую ветвь параболы? Сомнения развеять очень просто: возьмите какую-нибудь точку параболы, например,  (1,1)  (с правой ветви) и подставьте её координаты в любое уравнение, например,  в то же уравнение  : Получено верное равенство, значит, функция    определяет именно правую ветвь параболы, а не левую. .

  • Слайд 7

    Как вычислить площадь плоской фигуры с помощью двойного интеграла?

    Начинаем рассматривать собственно процесс вычисления двойного интеграла    и знакомиться с его геометрическим смыслом. Двойной интеграл   численно равен площади плоской фигуры D (области интегрирования). Это простейший вид двойного интеграла, когда функция двух переменных равна единице:  . Сначала рассмотрим задачу в общем виде. Сейчас вы немало удивитесь, насколько всё действительно просто! Вычислим площадь плоской фигуры D ,ограниченной линиями  . Для определённости считаем, что   на отрезке  . Площадь данной фигуры численно равна: Изобразим область  D  на чертеже: Выберем первый способ обхода области: Таким образом:  И сразу важный технический приём: повторные интегралы можно считать по отдельности. Сначала внутренний интеграл, затем – внешний интеграл. Данный способ настоятельно рекомендую начинающим в теме чайникам. . .  :

  • Слайд 8

    1) Вычислим внутренний интеграл, при этом интегрирование проводится по переменной «игрек»: Неопределённый интеграл тут простейший, и далее используется банальная формула Ньютона-Лейбница, с той лишь разницей, что пределами интегрирования являются не числа, а функции. Сначала подставили в «игрек» (первообразную функцию) верхний предел, затем – нижний предел 2) Результат, полученный в первом пункте необходимо подставить во внешний интеграл: Более компактная запись всего решения выглядит так: Полученная формула   – это в точности рабочая формула для вычисления площади плоской фигуры с помощью «обычного» определённого интеграла! 

  • Слайд 9

    Используемая литература

    http://www.mathprofi.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке