Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» Г.Назарово Красноярского края «Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша Подготовили воспитатели: Ручкина Анна Сергеевна Кирильцева Мария Владимировна
-
Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша».
-
«Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные цветом - красные, желтые, синие размером-большие и маленькие толщиной-толстые и тонкие.
-
Использование блоков
Цель:Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников Задачи: Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать) -Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером -Развивать пространственные представления. -Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. -Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления -Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
-
Играя с блоками дети учатся:
1.Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие 2.Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства 3. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
-
Карточки с символами свойств
-
Работа с карточками
На карточках условно обозначены свойства блоков: -цвет - пятно -форма – геометрическая фигура -размер – силуэтом домика (большой, маленький) -толщина -контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Вывод: Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.
-
Формы работы с блоками
Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика») Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ) Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры) -В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); -В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
-
1 этап Знакомство с блоками
Возраст: 3 – 4 года Задачи: -Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели
-
2 этап «Выявление и абстрагирование свойств»
Возраст: 4 -5 лет Задачи: -Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других -Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает -Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) Игры: «Найди такую же фигуру» «Найди не такую же фигуру» «Наведи порядок» «Кто быстрее соберет блоки» «Волшебный мешочек» «Собери бусы» «Цепочка»
-
3 Этап «Сравнение, классификация, обобщение »
Возраст 5 – 6 лет Задачи: - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам - Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам Игры: «Второй ряд» «Построй дорожку» «Что изменилось» «Какая фигура лишняя?» «Игры с обручами»
-
4 этап «Логические действия и операции»
Возраст: 6 – 7лет Задачи: -Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или» - Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям - Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее - Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению - Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не» Игры: «Архитекторы» «Логический поезд» «Мозаика цифр»
-
Результат
Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи К концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении у детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать Вывод Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.