Содержание
-
РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ С ПОМОЩЬЮ КОМБИНАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ.
Учитель математики Львовской СОШ №4 Подольского района Билетова Надежда Викторовна, январь 2011 г.
-
Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций Устный счет: 1. Разложите на множители: 7а2– 28; -2в2 +18; 3а2 -3; 7Х2У – 7У2Х; 6Х2– 6У2;9Х2 +6Х +1; Х2 +2ХУ +У2 2. Решите уравнения: m (m +1) (m + 2) =0 n (n -3) (n– 8) =0 1
-
ТЕСТ 1.
1. Соедините линиями соответствующие части определения: Разложение многочлена на множители - это Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких одночленов Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов Оценка -2 балла
-
2. Завершите утверждение:
Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется ……………………….. Оценка -2 балла
-
3. Восстановите порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно Оценка -2 балла 1 2 3 Вынести в каждой группе общий множитель (в виде многочлена ) за скобки Сгруппировать его члены так, чтобы слагаемые в каждой группе имели общий множитель Вынести в каждой группе общий множитель в виде одночлена за скобки
-
4. Отметить знаком плюс «+» верные выражения:
а) а² + в² - 2ав =(а – в)² б) m² + 2nm - n² = (m – n)² в) 2pt - p² - t² = (p – t)² г) 2cd + c² + d² = (c + d)² Оценка - 4 балла
-
ТЕСТ 1.
1. Соедините линиями соответствующие части определения: Разложение многочлена на множители - это Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких одночленов Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов Оценка -2 балла
-
2. Завершите утверждение:
Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется ……………………….. Оценка -2 балла вынесением общего множителя за скобки.
-
3. Восстановите порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно Оценка -2 балла 1 2 3 Вынести в каждой группе общий множитель (в виде многочлена ) за скобки Сгруппировать его члены так, чтобы слагаемые в каждой группе имели общий множитель Вынести в каждой группе общий множитель в виде одночлена за скобки
-
4. Отметить знаком плюс «+» верные выражения:
а) а² + в² - 2ав =(а – в)² б) m² + 2nm - n² = (m – n)² в) 2pt - p² - t² = (p – t)² г) 2cd + c² + d² = (c + d)² Оценка - 4 балла + +
-
2 задание: 2 ученика выполняют задание на доске (5 мин). Провести классификацию данных многочленов по способу разложения на множители.
20Х3 У2+ 4Х2 У в (а + 5) – с (а + 5) 15а3в+ 3а2в3 2У (Х - 5) + Х (Х - 5) а4 – в8 27 в3+ а6 Х2 + 6Х + 9 49m4 - 25 n20 2вХ – 3 аУ – 6 вУ + аХ а2 + ав - 5а - 5в 2аn – 5 bm – 10 вn + аm 3а2 + 3ав - 7а - 7в а4 – в8 в (а + 5) – с (а + 5) 2вХ – 3 аУ – 6 вУ + аХ 15а3в+ 3а2в3 2У (Х - 5) + Х (Х - 5) Х2 + 6Х + 9 49m4 - 25 n20 2аn – 5 bm – 10 вn + аm
-
ТЕСТ 2. Вариант 1. и 2.ЗАДАНИЕ . Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.
Вариант 1. Вариант 2. Оценка 8 баллов.
-
Характеристика приемов разложения на множители.
Вынесение общего множителя: Из каждого слагаемого, входящего в многочлен, выносится некоторый одночлен, входящий в качестве множителя во все слагаемых. Таким общим множителем может быть не только одночлен, но и многочлен. Группировка: Бывает, что члены многочлена не имеют общего множителя, но после заключения нескольких членов в скобки (на основе переместительного и сочетательного законов сложения) удается выделить общий множитель, являющийся многочленом. Применение формул сокращенного умножения: Здесь группа из двух, трех (или более) слагаемых, которая обращает выражение, входящее в одну из формул сокращенного умножения, заменяется произведением многочленов.
-
Задание 3. «Математическая эстафета».
РАЗЛОЖИТЬ НА МНОЖИТЕЛИ
-
Ответы эстафеты
Оценка 8 баллов.
-
План последовательности применения методов разложения на множители.
Задание 4. Разложите многочлен на множители и укажите, какие приемы использовались при этом. Пример 1. 36 а 6 в3 – 96 а в + 64 а² в = 4 а²в³• ( 9а - 24 а² в + 16 в²) = 4 а²в³( 3а² - 4в)² Комбинировали два приема: - вынесение общего множителя за скобки; - Использование формул сокращенного умножения. 2
-
Пример 2. а² + 2ав + в² - с² = (а² + 2ав + в² ) – с² = (а + в)² - с² = (а + в – с) ( а + в – с) Комбинировали два приема: - группировку; - использование формул сокращенного умножения Пример 3. У³ - 3У² + 6У – 8 = У³ – 8 – (3У² - 6У)= (У³ – 8) – (3 У² - 6У) = (у – 2) (у² + 2у +4) – 3у (у -2) = (у – 2) (У² + 2у + 4– 3у) = (у – 2) (у² - у + 4) Комбинировали три приема: - группировку; - формулы сокращенного умножения; - вынесение за скобки общего множителя. Эти примеры показывают, что при разложении многочлена на множители полезно соблюдать следующий порядок:
-
План последовательности применения методов разложения на множители.
1. Вынести общий множитель за скобку (если он есть). 2. Попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения. 3. Попытаться применить способ группировки (если предыдущие способы не привели к цели).
-
Пример 4. n³ + 3n² + 2n. Решение: n³ + 3n² + 2n = n(n² + 3n +2) = n(n² + 2n +n +2) = = n((n² + 2n) +(n +2)) = n(n(n + 2) +(n +2))= n (n + 2)(n +1) Комбинировали три приема: вынесение за скобки общего множителя; предварительное преобразование; группировку. Еще один прием разложения – ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ:
-
Предварительное преобразование
Некоторый член многочлена раскладывается на необходимые слагаемые или путем прибавления к нему некоторого слагаемого. В последнем случае, чтобы многочлен не изменился, от него отнимается такое же слагаемое. Оценка – 4 балла.
-
-
№2. Доказать, что при любом натуральном n значение выражения (3n – 4)2 – n2 кратно 8. Решение. (3n – 4)2 – n2 = (3n – 4 – n) (3n – 4 + n)= (2n – 4) (4n – 4) = 2(n – 2) •4 (n – 1) = 8 (n – 2)(n – 1). Так как в полученном произведении один множитель делится на 8, то все произведение делится на 8.
-
№3. Вычислить 38,8 2 + 83 • 15,4 – 44,22. Решение. 38,8 2 + 83 • 15,4 – 44,22 = 83 • 15,4 – (44,22 - 38,8 2)= 83 • 15,4 – (44,2- 38,8 )(38,8 + 44,2) = 83 • 15,4 – 5,4 • 83 = 83 (15,4 – 5,4) = 83 • 10= 830.
-
№4. Доказать тождество (а2 + 3а)2 + 2(а2 + 3а) = а (а + 1) ( а + 2) ( а + 3). Способ 1. Способ 2. Преобразуем левую часть равенства Преобразуем правую часть равенства в правую. в левую. (а2 + 3а)2 + 2(а2 + 3а) = (а2 + 3а)(а2 + 3а+ 2)= а (а + 1) ( а + 2) ( а + 3) =(а(а + 3))((а + 1)• ( а2 + 3а)(а2 + 2а + а+ 2) = а(а + 3)(а(а + 2) + (а + 2)) = (а2 + 3а) (а2 + 3а + 2) = а +2) = а (а + 3) ( а + 2) ( а + 1) ч.т.д. =(а2 + 3а)2 + 2 (а2+ 3а) ч.т.д. Для каждой задачи задания 4 указываем комбинацию применяемых примеров. Оценка – 6 баллов (по баллу за каждое правильное решение).
-
ЭТАП 3.ЗАДАНИЕ 6. Самостоятельная работа (на листочках под копирку) (10 мин).
-
Ответы.
1 вариант. 2 вариант. 5а(а – 5в) (а + 5в) 7ав(9в2–а) (а – в) (а – в – с) (m + 3n) (m + 3n – 1) (c –а + в) ( с + а – в) (в + а + с) (в – а – с) (х – 2) (х – 1) (х + 3) (х + 1) (х2 + 3 – х) ((х2 + 3 + х) (х2 + 2 – х) (х2 + 2 + х)
-
РЕЗЕРВ
Доказать, что число 370 •371 • 372 • 373 + 1 можно представить как произведение одинаковых натуральных чисел. (5 баллов) 2.Доказать, что значение выражения 2Х² + 4 ХУ + 4У² - 2Х + 1 неотрицательно при любых значениях Х и У. (4 балла)
-
Домашнее задание. Если вы получили оценку: «5» – 34.16 – 34.29 (а, б) «4» –34.12.- 34.20 (а, б) «3» или «2» – 34.1 – 34.11 (в, г) Дополнительное задание: Составить 8 примеров для математической эстафеты по теме урока.
-
Спасибо за урок МОЛОДЦЫ !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.