Презентация на тему "Геометрия и "живые" молекулы"

Презентация: Геометрия и "живые" молекулы
1 из 59
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Геометрия и "живые" молекулы" рассказывает о том, как возникла идея создавать 3D модели различных молекул, а также вирусов и др. Приводятся примеры с 3D изображениями и описываются методы чтения ДНК различных молекул живых существ. Презентация подготовлена для студентов ВУЗов.

Краткое содержание

  • 3D геометрия молекул;
  • Геометрическое описание РНК-зависимой;
  • Способы чтения ДНК;
  • Порин и зеленый флюоресцентный белок.

Содержание

  • Презентация: Геометрия и "живые" молекулы
    Слайд 1

    Геометрия и "живые" молекулы

  • Слайд 2

    “Живые” молекулы

    • ДНК – центральный архив информации; содержит инструкции (1) по производству белков; (2) по тому, когда, каким клеткам и какие белки производить
    • Белки – активные действующие лица, “живые" …
    • РНК ….

    Хорошо ли молекулы называть живыми?

  • Слайд 3

    3D Геометрия

    3D Геометрия – это наука о пространственных отношениях между телами, поверхностями, линиями и точками

  • Слайд 4

    Вот как выглядят белки

    • Порин из бактерии Klebsiellapneumoniae
    • Зеленый флюоресцентный белок из медузы Aequorea victria
  • Слайд 5

    Еще примеры: РНК-зависимая РНК полимераза полиовируса

  • Слайд 6

    А важна ли 3D геометрия молекул?

    • РНК-зависимая РНК полимераза полиовируса – молекулярная машина по полимеризации новой молекулы РНК.
    • Как всякая машина, молекулярная машина состоит из множества согласованно работающих частей
  • Слайд 7

    Пример удачного описания 3D геометрии живого

    • Витрувианский человек
    • Леонардо да Винчи
  • Слайд 8

    В чем состоит описание этого 3D объекта

    • Выделяем структурные единицы – части, эти части имеют названия
    • Функции частей нам известны
    • Подвижность частей нам тоже известна
    • Внутреннее строение частей описано наукой (анатомией, физиологией)
    • Важные геометрические параметры объекта и его частей и их вариации у разных объектов данного класса тоже описаны (рост, длина руки, форма зубов и др.)
  • Слайд 9

    Как мы все это узнали?

    • Глаза
    • Длительное наблюдение за объектами
    • Возможность измерять
    • Анатомия, физиология, биометрика
  • Слайд 10

    “Живые” молекулы - маленькие

    • ДНК: толщина - 20Å , длина - ?(участок из 10 пар оснований имеет длину около 35 Å) (геном кишечной палочки – около 5 млн пар оснований 4639675 п.о.)(геном человека – более 3 млрд пар оснований)
    • РНК: тРНК имеет диаметр около 70Å
    • Диаметр белка может быть от 10 до многих сотен ангстрем (и даже тысяч)
  • Слайд 11

    Если бы мы могли стать очень маленькими и поместились бы в одну живую клетку, то увидели бы.

  • Слайд 12

    Разные молекулы (вода, ионы, маленькие молекулы – лиганды, белки и др.) налетают со всех сторон. Разобраться что к чему непросто!

  • Слайд 13

    Как же нарисовали модели белков?

    • Рентгено-структурный анализ - примерно, одномоментная фотография одной молекулы (или одновременно нескольких связанных друг с другом молекул), образующих кристаллическую структуру.
    • Не видим: движения белков, подвижность отдельных частей(*), поведения при встрече с другими молекулами и др.
    • Приходится а) проводить эксперименты; б) интерпретировать результаты и, часто, догадываться о том, что происходит

    (*) не совсем так, иногда кое-какие движения можно восстановить на основании экспериментальных данных – ЯМР, например.

  • Слайд 14

    Геометрическое описание РНК-зависимой

    РНК полимеразы полиовируса, наверное, должно выглядеть так:

  • Слайд 15

    Про жирафа и объем наших знаний о жизни белков

  • Слайд 16

    ДНК – архив информации, значит, должны быть

    • Писатели
    • Читатели, которые используют информацию
    • Архивариусы, которые следят за тем, чтобы нужную информацию получали нужные читатели, заботились об архиве
    • Копировщики архива (клетки размножаются)
  • Слайд 17

    2 способа чтения ДНК белками

    ДНК находится в B-форме. В такой форме она обычно хранится в хромосоме

  • Слайд 18

    В ДНК закодирована информация

    И как же ее переписать, разглядывая (нам, людям) или “щупая" (ДНК-зависимой РНК-полимеразе)?

  • Слайд 19

    Этим и займемся – для участка ДНК

    Где же буквы A, T, G, C? Чтобы найти буквы нам (людям) нужно упростить картинку, найти и назвать части молекулы

  • Слайд 20

    Сахаро-фосфатный остов ДНК (выделен)

  • Слайд 21

    В каком направлении читать ДНК?

  • Слайд 22

    Глазами легко увидеть различные пары оснований

  • Слайд 23

    ДНК-зависимая РНК-полимераза

    • только переписывает буквы
    • расплетает две цепиДНК
    • изгибает одну цепь так, как ей удобно
    • работает с каждым основанием по отдельности
    • располагает это основание в стандартном положении
    • коды атомов основания – донор протона или акцептор протона позволяют ей правильно подобрать комплементарное основание
  • Слайд 24

    Схема работы ДНК-зависимой РНК полимеразы

  • Слайд 25

    Вот как выглядят коды оснований в расплетенной цепи ДНК

    • Кислород, акцептор протона
    • Азот,
    • донор протона
    • Азот,
    • Акцептор протона
  • Слайд 26

    Коды оснований, используемые при переписывании (транскрипции)

    • Кислород, акцептор
    • Азот, донор
    • Азот, акцептор
  • Слайд 27

    Регуляторным белкам приходится читать ДНК, не расплетая цепей

    История про белок TetR

  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Вот он, белок TetR, собственной персоной

    Димер TetR, взаимодействующий с двумя молекулами тетрациклина

  • Слайд 33
    • Расплетение двойной спирали ДНК не предусмотрено!
    • Чтобы выполнить свою миссию, молекула TetR должна отыскать на ДНК участок с последовательностью
  • Слайд 34

    Давайте читать ДНК, на расплетая цепей!

    • Так ничего не понять!
    • Нужно выделить части!
    • Сахаро-фосфатный остов
    • Малая бороздка ДНК
    • Большая бороздка ДНК
  • Слайд 35

    Какие атомы на поверхности ДНК различаются в зависимости от оснований ДНК (“букв")?

    • Акцептор протона
    • Донор протона
    • Большая бороздка ДНК:
    • Акцептор протона
    • Донор протона
    • Малая бороздка ДНК:
    • Основные различия – в большой бороздке!

  • Слайд 36

    “Химический код” в большой бороздке ДНК

    • Акцептор протона
    • Донор протона
    • Гидрофобная группа атомов (-CH3 )

  • Слайд 37
    • Разглядывая большую бороздку, человек может узнать последовательность ДНК, не расплетая двойной спирали.
    • Но у белков нет глаз, им приходится работать на ощупь, различая атомы по их свойствам Очевидно, важна геометрия большой бороздки ДНК!
  • Слайд 38

    Поверхность дна большой бороздки ДНК хорошо приближается поверхностью, называемой “Геликоид”.

    Определение 1. Геликоид – поверхность, образованная равномерным вращением отрезка, перпендикулярного оси, и равномерно перемещающегося вдоль нее.

  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Большая бороздка ДНК, приближенная геликоидом

    Параметры геликоида подгоняются к каждому участку ДНК. Поэтому геликоид искривлен

  • Слайд 41

    Ось ДНК проходит по дну большой бороздки и совпадает с осью геликоида

  • Слайд 42

    Давайте изобретать белок для распознавания ДНК

    • Белок глобулярный, т.е. сохраняет свою форму, очень условно, эллипсоидальную
    • В нем нет длинных гибких “щупалец"
    • Значит, надо изобрести структурную единицу белка, помещающуюся в большую бороздку
    • Такой структурной единицей может быть альфа-спираль
  • Слайд 43

    Вот как это делает тетрациклиновый репрессор

  • Слайд 44

    Некоторые выводы

    • Одна молекула белка взаимодействует с коротким участком ДНК - 4-5 пар оснований
    • В большой бороздке ДНК белок ищет шифр в области поверхности большой бороздки; для него ДНК не разделена на пары оснований
    • Форма поверхности большой бороздки важна для узнавания своего участка ДНК
  • Слайд 45

    Регуляторным белкам надо узнавать участки ДНК из ок. 10 пар оснований, как минимум

    • Димеризация белка – это способ удлинить узнаваемый участок
    • Какое свойство последовательности регуляторного участка ДНК (участка, который узнает регуляторный белок) следует ожидать из-за того, что этот белок димеризуется?
  • Слайд 46

    Димер тетрациклинового репрессора на ДНК

    • Вид сбоку
    • Вид со стороны ДНК
  • Слайд 47

    Вот последовательность, узнаваемая тетрациклиновым репрессором

    Что в ней особенного?

  • Слайд 48

    Задача

    • Тетрациклиновый репрессор умеет узнавать участок ДНК со свой любимой последовательностью
    • Люди (даже ученые) не научились как следует решать эту задачу!
    • Задача. Дан регуляторный белок; знаем все о его строении. Найти участок ДНК, с которым этот белок свяжется – т.е. указать последовательность ДНК этого участка
  • Слайд 49

    Значит, мы знаем не все, что использует белок для узнавания

    • Роль растворителя – воды, ионов
    • Геометрия участка ДНК может зависеть от последовательности оснований
    • Изгибаемость двойной спирали ДНК может зависеть от последовательности оснований
  • Слайд 50

    Почему же тетрациклиновый репрессор, связавшись с тетрациклином, перестает связываться с ДНК?

    Две структуры наложе друг на друга В структуре с тетрациклином, например, глютамин-38 изменил свое положение по сравнению со структурой с ДНК и наезжает на ДНК.

  • Слайд 51

    Вернемся к порину и зеленому флюоресцентному белку

    Ничего общего?

  • Слайд 52

    Порин

  • Слайд 53

    Капсид вируса - сателлита вируса табачной мозаики – сложен из 60 одинаковых молекул белка

    Задача. Как сшить сферу из одинаковых лоскутов?

  • Слайд 54

    Вот адрес базы данных PDB, в которой хранятся 3D структуры белков, ДНК, РНК

  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Оболочка вируса, вызывающего “мозаику” огурцов

  • Слайд 58

    Оболочка риновируса – вируса, вызывающего насморк

  • Слайд 59

    Вирус ящура

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке