Содержание
-
Информационно-тематическое родительское собрание«Родителям о речи ребенка»
Автор-составитель: учитель-логопед Карташова Ольга Дмитриевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Приморского района Санкт-Петербурга
-
Цель
Познакомить родителей с тем, как развивается речь ребенка в норме, патологии, о необходимости устранения отклонений в речевом развитии ребенка до школы.
-
О нормальном речевом развитии ребенка
Ранний возраст (от рождения до двух лет) ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ Первый крик своего малыша мама слышит еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Возраст от 2 до 5 месяцев – период гуления. В 5-6 месяцев – период лепета. Произносит цепочки слогов с губными звуками «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Это очень важно! Если ребенок перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. С 7-8 месяцев – период лепетногодекламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями. К 10 месяцам – первые слова – «Да», «Нет». К году – словарь из 10-15 слов: «Мама», «Папа», «Дай», «Баба», «Пить», «Ко-ко», «Би-би». ИТАК: Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. Развивается зрительное и слуховое сосредоточение, понимание речи. Идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ К 1,5-2 годам – появляются предложения: «Мама, дай сок», появляются первые прилагательные.
-
Младший возраст (от 2 до 4 лет) К 3 годам – уходит смягчение, правильно воспроизводит гласные и все простые согласные. Строит предложения, рассказывает маленькие стишки. К 4 годам – правильно произносит свистящие. Использует в речи сложноподчиненные предложения, появляются первые рассказы. Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) К 5 годам – правильно произносит шипящие. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) В 6 лет – правильно произносит все звуки родного языка, владеет всеми формами устной речи. С 7 лет – начинается школьный период развития речи ребенка.
-
Более наглядно это можно представить в виде таблицы
-
Если ребенок плохо говорит…
Какой диагноз может быть поставлен ребенку? Общее недоразвитие речи (ОНР) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Дизартрия Алалия Ринолалия Заикание Задержка речевого развития (ЗЗР)
-
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон при нормальном слухе и интеллекте. Принято выделять 4 уровня речевого развития при ОНР
-
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. Можно выделить несколько групп детей с данным диагнозом: Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков; Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп; Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношение между звуковыми элементами, неспособны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность. Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками., искажениями и заменами
-
Дизартрия
Дизартрия – возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.
-
Алалия
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка. Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы.
-
Ринолалия
Ринолалия (гнусавость) – это нарушение тембра голоса и произношение всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями, парезами и параличами мягкого неба). Выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом.
-
Заикание
Заикание – нарушение темпа ритмической организации речи. Обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания. Для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий: Терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом; Психотерапевтическое воздействие; Коррекционные занятия с логопедом; Обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.
-
Задержка речевого развития
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Отставание равномерно в формировании всех компонентов языка. Родителям следует помнить, что если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалисту: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.
-
Не теряйте времени! Все речевые нарушения являются предпосылками дисграфии
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.