Содержание
-
Мониторинг развития музыкальных способностей дошкольников
-
Диагностика – это…
учет результатов музыкального воспитания и развития (Н.А. Ветлугина, А. В. Кенеман); выявления уровня развития музыкальных способностей (А.Н. Зимина); контроль развития музыкальных способностей (О. П. Радынова); отслеживание становления музыкальности (К.В. Тарасова) измерение развития тех или иных параметров музыкальных способностей (В. П. Анисимов).
-
Направления диагностики музыкального развития дошкольника
1. мотивация в занятиях музыкой 2. общие способности 3. креативные способности 4. специальные музыкальные способности
-
Музыкальные способности:
1. ладовое чувство 2. музыкально – слуховые представления 3. чувство ритма
-
Задания для диагностики детей в подготовительной группе
Ладовое чувство Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение. Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу. Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения.. Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
-
.
Музыкально-слуховые представления Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне. Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..
-
Чувство ритма. Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно» Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений. Задание № 3: Самостоятельно инсценироватьпесню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни. Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
-
Диагностический музыкальный сюжетно-игровой комплекс «В цирке» для старшего возраста
-
Первая диагностическая игра «Узнай артиста»
Цель:выявить уровни развития однородного (песенного, инструментального, танцевального) и синтетического (песенно-инструментального, песенно-речевого) творчества в процессе музыкального восприятия. Задание: прослушав незнакомое музыкальное произведение, воспроизвести как можно полнее представленный образ, его настроение в однородных (песенных, танцевальных, инструментальных) или синтетических музыкальных композициях-импровизациях. Оснащение:. Детские музыкальные инструменты (металлофон и ксилофон) Музыкальный репертуар: А. Александров «Медведь танцует под флейту» Д. Шостакович. «Вальс-шутка»
-
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Музыкальный руководитель: Ребята, я расскажу вам интересную историю, которая произошла в цирке. Жил- был маленький мальчик. Звали его Светик. Он очень любил цирк. Вот и сегодня Светик попал на представление, но место у него оказалось не удобное. Арену и артистов не видно, хорошо слышна была только музыка. Рядом со Светиком сидел Высокий – Превысокий Человек, он все вокруг мог рассмотреть. Светик, чтобы узнать, кто вышел на арену, что делает артист и какое у него настроение предложил Высокому- Превысокому Человеку поиграть в игру «Узнай артиста!». Давайте и мы с вами в нее сыграем. Правила такие: послушайте музыку, которая звучала в цирке, и как можно полнее расскажите песней, танцем, игрой на музыкальном инструменте о том, кто выступает на арене, что делает артист, какое у него настроение.
-
Вторая диагностическая игра«Песенки для попугаев»
Цель: выявить средний уровень развития песенного творчества. Задание:прослушав начало незнакомой песни, допеть её окончание. Оснащение. Плоскостные изображения трех попугаев: Петруши, Карлуши, Кеши. Музыкальный репертуар: русская народная мелодия
-
Методика проведения диагностики
Музыкальный руководитель: Хотите узнать, что еще произошло в цирке? Тогда слушайте! Следующими на арене выступали три попугая. Они пригласили Всех желающих поиграть с ними. Обрадовался Светик, - ведь на арене он всех артистов сможет хорошенько рассмотреть, и выбежал первым. Музыкальный руководитель показывает изображение попугая. Попугай Петрушка предложил Светику поиграть в игру «Допевай- ка!». «Я начну петь песенку, а ты ее допой!» - сказал он. Растерялся Светик! Ребята, давайте поможем Светику. Надо послушать песенку Петруши и допеть её до конца или допеть и доиграть её на своем любимом инструменте.
-
Третья диагностическая игра«Отвечай-ка»
Цель:выявить достаточный уровень песенного творчества. Задание:прослушав музыкальный вопрос из незнакомой песни, сочинить и допеть музыкальный ответ. Оснащение: Плоскостные изображения трех попугаев: Петруши, Карлуши, Кеши Металлофон Музыкальный репертуар: «Куда летишь кукушечка?». Слова И. Кливновского, обработка В. Агафонникова.
-
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Музыкальный руководитель: (показывает изображение второго попугая) Второй попугай Карлуша очень любит играть в игру «Отвечай-ка». «Я спою тебе песенку-вопрос, а ты пропой песенку- ответ!» - сказал он Светику. Но малыш Светик и на этот раз растерялся. Ребята, надо нам выручать Светика. Послушайте песенку- вопрос, а затем нужно будет придумать и про- петь или проиграть свою песенку- ответ.
-
Четвертая диагностическая игра «Сочиняй-ка»
Цель: выявить высокий уровень песенного творчества. Задание:на свой или предложенный педагогом текст сочинить и спеть попевку, потешку о выбранном для себя друге. Музыкальный репертуар: Д.Б. Кабалевского «Клоуны»
-
МЕТОДИКА ПРОЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Музыкальный руководитель: (показывает изображение третьего попугая) – Кеша любил играть в игру «Сочиняй-ка!». «Посмотри на эти портреты, - сказал он Светику. (Педагог показывает набор карточек). Это мои друзья. Хочешь поиграть со мной в игру «Сочиняй-ка!»? выбирай портрет того, кто тебе больше всех нравится, и спой или спой и сыграй о нем песенку. Я твою песенку повторю для друзей и зрителей, а тебе подарю на память портрет выбранного друга». – Благодаря вашей помощи, ребята, Светик стал смелее. Он выбрал портрет и спел о друге песенку. Но голосок у Светика был такой тихий, что Кеша не расслышал его песенку, не смог повторить ее и подарить мальчику портрет друга. Огорчился Светик и запла- кал. Помогите ему! Надо выбрать портрет друга, придумать и спеть или спеть и сыграть о нем песенку.
-
Пятая диагностическая игра«Каждому своя музыка»
Цель:выявить уровень развития инструментального творчества. Задание:мелодию, исполненную музыкальным руководителем, ребенку предлагают доиграть по выбору в жанре: Марша Польки Вальса Можно в сопровождении фортепиано. Оснащение: Металлофон. Три рисунка с изображением действий: силачей, жонглеров , цирковых. собачек Музыкальный репертуар: Музыка Д.Б Кабалевского «Барабанщики», Марш, Вальс
-
МЕТОДИКА ПРОЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Музыкальный руководитель: Ребята, хотите узнать, что еще произошло в цирке? Тогда слушайте. Вы, наверное, знаете, что для каждого артиста в цирке звучит своя музыка. Исполняет её оркестр, которым управляет дирижер. Светик так понравился дирижеру, что тот пригласил малыша к себе на оркестровый балкон, который находится высоко над ареной. Обрадовался Светик, ведь теперь он не только всех увидит, но и сможет сыграть вместе с музыкантами для каждого артиста музыку. – Поиграйте и вы со Светиком в игру «Каждому своя музыка»: марш силачей, польку для жонглеров или вальс для цирковых собачек.
-
Шестая диагностическая игра«Вот мой артист»
Цель:выявить уровень развития танцевального творчества в сюжетном танце. Задание:исполнив знакомую мелодию и напомнив о ее музыкальном образе, ребенку предлагают «рассказать» об этом образе танцевальными движениями – станцевать танец об артисте. Музыкальный репертуар: Музыка Д. Б. Кабалевского «Клоуны»
-
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Музыкальный руководитель: А вот под эту музыку на арене появились клоуны. (исполняется пьеса Д.Б. Кабалевского «Клоуны»). – В этот вечер они тоже играли со зрителями в игру «Вот мой артист». По правилам нужно танцем рассказать о своем любимом артисте. Светик сыграл в эту игру и получил приз. Попробуйте и вы сыграть в эту игру «Вот мой артист!» Расскажите танцем о своем любимом артисте.
-
Седьмая диагностическая игра «Танец в подарок»
Цель:выявить уровень развития танцевального творчества в свободной пляске. Задание:прослушав незнакомую мелодию, под ее повторное звучание исполнить свободный танец.
-
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Музыкальный руководитель: Ребята, вы так хорошо помогали Светику, что он и его друзья, цирковые артисты, дарят вам вот этот необычный подарок. Послушайте!Дети слушают. Понравился вам подарок новых друзей? Они об этом могут узнать в том случае, если вы под эту музыку станцуете свой танец. Он будет подарком Светику и цирковым артистам!
-
Критерии оценки музыкальных способностей дошкольников
Подготовительная группа Восприятие музыки Способен различать характер музыки определенного жанра и эмоционально на нее откликаться Активно высказывается о музыке, используя разнообразные определения Определяет форму музыкального произведения (трехчастную, вариативную) Находит общие характерные средства художественной выразительности в музыкальном произведении, поэтическом слове, картине, близких по теме и эмоционально – образному содержанию
-
Пение Умеет петь выразительно, естественным голосом Чисто интонирует с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно) Умеет дать оценку качеству своего пения, а не только пения других детей Умеет брать дыхание в начале фразы и удерживать его до ее конца
-
Музыкально – ритмические движения Выразительно и ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки Отмечает движением особенности музыкальной композиции Обладает пластичными движениями Владеет достаточным для своего возраста объемом движений
-
Игра на детских музыкальных инструментах Получает эстетическое удовольствие от музицирования Владеет навыками ансамблевого музицирования Имеет навыки концертного выступления Проявляет фантазию при варировании в процессе коллективного музицирования Ипровизационные способности проявляет как на организованных занятиях, так и в самостоятельной деятельности, пытаясь подбирать знакомые мелодии или наигрывать придуманные
-
Песенное и танцевально - игровое творчество Способен активно прявлять себя, придумывая интонации различного характера, жанра Умеет проявить фантазию при выборе интонации на заданный текст и без слов. Сочинить песню на свой текст Проявляет самостоятельность в выборе движений на музыку разного характера и жанра Свой музыкальный и двигательный опыт использует при создании собственного выразительного пластичного танца Самостоятельно выбирает способы действий (движения, походка, мимика, жесты) для передачи характера различных персонажей
-
-
-
Результаты мониторинга по уровням развитияПодготовительная группа № 4 2012-2013 гг
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.