Содержание
-
Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности МАДОУ ЦРР-д/с № 33 ст. Кавказская Музыкальный руководитель Марюхина С.В. 2020
-
Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков детей дошкольного возраста. Основные задачи: развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя певческий диапазон; - развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса; - развивать чистоту интонирования, чёткую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию; развивать умение петь выразительно, передавая характер песни; - петь несложные песни в ансамбле с сопровождением инструмента, фонограммы.
-
Опыт моей работы показывает, что формирование певческих навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая своих воспитанников вокалу, необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система, важно, чтобы голосообразование было правильное, организованное, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, подбирать и находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию и сохранению детского голоса.
-
ЭТАПЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ Работу над приобретением детьми вокально-хоровых навыков я провожу с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют на каждом музыкальном занятии. Вокальных упражнений существует очень много. Каждое из них имеет конкретную педагогическую направленность: -- певческая установка (положение, которое должен принять вокалист перед началом пения); -- дыхание (навык правильного певческого дыхания, оздоровление всей дыхательной системы); -- звукообразование (извлечение певческого и речевого звука); -- работа над интонацией (точность воспроизведения мелодии при исполнении); -- развитие ладового чувства (ощущение тоники, умение находить ее самостоятельно); -- артикуляция и дикция (овладение навыками певческой дикции и артикуляции); -- расширение диапазона; -- работа над динамикой (первичные навыки владения силой звучания своего голоса); -- работа над ритмом (воспроизводить несложный ритмический рисунок).
-
Всегда ставить перед детьми конкретную задачу - объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой, и др.). Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай как я». Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз предлагается спеть громко). Постоянно контролировать выполнение детьми вокально–артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения, включать вокально–хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие. Вокально-певческая установка * Сидеть (стоять) ровно, не сутулиться, голову держать прямо, без напряжения. * Петь естественным голосом, избегая резкого звучания. * Рот открывать вертикально, не растягивать в ширину, во избежание крикливого, «белого» звука. * Нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги. При проведении упражнений, я рекомендую учитывать следующие дидактические правила:
-
Примеры упражнений на дыхание, которые я применяю в своей работе: «Понюхаем цветок», «Не задуй свечу», «Самолет», «Комарики и пчелы», «Надуй шарик» и другие, например, «Едем на машине», «Барабан», «Прилив-отлив». УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ «Понюхаем цветок» «Не задуй свечу» «Комарики и пчелы» «Надуй шарик» «Самолет»
-
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИКЦИИ И АРТИКУЛЯЦИИ: «Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку. «Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики. «Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами. «Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый. «Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать), получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стихотворение про лошадку.
-
РАБОТА НАД ДИНАМИКОЙ, РИТМОМ, ТЕМПОМ Упражнения на развитие ритма Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками и т.д. Узнавание попевок по графическому изображению ритма или отстукиванию ритма педагогом и пропевание их. Пение по ритмическим картинкам. Игры «Узнай по ритму», «Зеваки и торопыги», «Хлопки» и др.
-
ВОКАЛЬНЫЕ ИГРЫ Цель вокально-речевых игр сформироватьи развить подвижность голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации. Вокально-речевые игры выполняют роль распевания, делают занятие динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности. Музыкальные речевые игры организуют деятельность голосового аппарата, развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки, дыхательный и артикуляционный аппарат, укрепляют здоровье детей. Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает провести занятие - интересно, а детям быстро усвоить музыкальный материал. Вот примеры любимых игр моих воспитанников. ИГРА «Иностранец» (Возраст: 6 – 7 лет) Цель игры:Развивать интонационно–речевую и мимическую выразительность. «Безопасно» тренировать связки. Развивать артистические способности. Оборудование: карточки с названием знакомых песен. Ход игры:Объясняю ситуацию, что к нам приехал «иностранец» и он не знает языка. Предлагаю воспитаннику спеть беззвучно знакомую песню «про себя», а другому ребёнку - «иностранцу» отгадать по артикуляции, мимике и настроению песню, понять слова.
-
ИГРА «Испорченный телевизор» (Возраст: 6 – 7 лет) Цель игры:развивать внимание и вокально–слуховую координацию, интонационную выразительность звука (примечание: играть, когда будет достигнута чистая интонация). Тренировать «внутренний слух». Оборудование: музыкальный центр, фонограмма знакомых песен. Ход игры:Предлагаю детям представить, что они выступают по телевизору. Но по техническим причинам телевизор сломался, исчезает звук. Детям предлагается исполнить песню до конца. ИГРА «Узнай по голосу» (Возраст: 5 - 7 лет) Цель игры:развивать слуховое внимание, тембровый слух. Развивать умение самостоятельно находить песенные импровизации. Оборудование: шарф, синтезатор. Ход игры:Я и дети выбираем водящего, завязываем ему глаза. Дети становятся в круг и исполняют песню «Здравствуй, утёнок. Чей ты ребёнок? Куда плывёшь ты? Кого зовёшь ты?». Один из играющих, заранее выбранный поёт: «Знаете сами, плыву к маме!». Водящий должен узнать голос солиста.
-
ИГРА «Передай песенку по кругу» (Возраст: 5 - 7 лет) Цель игры:развивать вокальные навыки, петь легко, мягко не форсировать звук. Развивать умение слышать и различать вступление, куплет, припев песни. Оборудование: карточки, маркеры, фонограмма пройденного репертуара. Ход игры:Предлагаю написать детям на карточках свою любимую песню. И подарить песенку другу. Дети получают в подарок песню, исполняют её сольно. Если репертуар совпадает, то дети могут по очереди спеть куплет, припев или исполнить песню вместе. ИГРА «Светофор поёт песенки» (Возраст: 6 – 7 лет) Цель игры:развитие вокально–хоровых навыков, зрительного внимания. Оборудование: круглые цветные карточки (цвета - зелёный, желтый, красный) Ход игры:Предлагаю спеть знакомую песню, обращая внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют вслух, на жёлтый свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все фразы песни и вслух, и про себя, вступив точно, продолжая тест и мелодию.
-
ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, ЛЁГКИМ, ПОНЯТНЫМ, ИНТЕРЕСНЫМ, РАДОСТНЫМ УЧИМСЯ ПЕТЬ, ИГРАЯ! 1. Я реализую задачи ознакомления ребёнка с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса; 2. Дети усваивают вокально–хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен; 3. Постепенно совершенствую мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам; 4. Обучение приобретает осознанный, активный характер, дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, приобретают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения; 5. Развиваю творческие наклонности, которые обогащают личность в целом; 6.Применяю знакомые песни, разученные на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурой, рисованием, на прогулке, в играх. 7. Активно использую все эти методы в работе с группами казачьей направленности. Таким образом, в процессе обучения пению:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.