Содержание
-
Художественная культура в первой половине XIX века
-
Цели:
Рассказать о феномене золотого века русской культуры и об исторических предпосылках его возникновения; Раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX – начала XX века.
-
В истории тысячелетней культуры- от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век занимает особое место. Первая половина ХIХ века отмечена появлением настоящих шедевров в живописи, музыке, литературе, театре, поэтому этот период в развитии России был назван «»Золотым» веком Русской культуры.Это столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.
-
ХIХ век – это…
-тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом(эпохой возрождения) -время объемного, научного подхода к русской культуре - время, когда русская идея становится определенной,“знаковой” системой самых разных общественных движений - время, когда в полной мере выразился философско-моральный, соборно - собирательный характер русской культуры -это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической
-
Феномен «Золотого» века можно объяснит следующими причинами:
-разрушение сословно-дворянской культуры -Отечественная война 1812 года реформы Александра II отмена крепостного права восстание декабристов 1825г западноевропейские революции распространение марксизма
-
Важнейшей особенностью первой половины XIXвека была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей
Романтизм- характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Реализм — направление, стремящееся к изображению действительности.
-
А.Н. Островский,Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский,К.Н. Батюшков
В.А. Жуковский А.С. Грибоедов А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь
-
Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: «Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене»
В период «Золотого» века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе. Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве
-
Романтизм в театре
В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов. (трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео)
-
Реализм в театре
В 30-е годы это направление развивается в русской драматургии, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был «Ревизор» Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин
-
Музыка
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В этом веке сложились традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор. Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя. Сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д.
-
Глинка М.И.
Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. В создании образа большую роль играет оркестр
-
Живопись
Современниками того времени особенно ценилось направление живописи, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, в своих работах отражали различные идеалы национального подъема
-
И.К. Айвазовский «Девятый вал»
-
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»
-
А.А. Иванов «Явление Христа народу»
-
заключение
Ведущими направлениями XIXвека стали - романтизм и реализм. Но Представители обоих этих течений:писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.