Содержание
-
Расщепление и распад.Судьба картины в живописи авангарда
Авангард
-
Художник — бог. Он творец, а не подражатель, и его творение, картина, не средство что-то изобразить или сообщить, а вполне самоценный результат, цель творчества. Она никуда не отсылает, не открывает никакого окна в мир, ее существование не нуждается в оправданиях или обоснованиях, оно оправдано само по себе художественной волей ее создателя.
-
1. Георг Фридрих Керстинг. Каспар Давид Фридрих в своей мастерской. 1819
-
2. Рене Магритт. Пустая картинная рама. 1934
-
Самоценность изобразительных средств
Во-первых, нужно уметь видеть то незримое, ради выражения которого и была совершена революция в живописи. Картина создавалась не с целью что-то изобразить, а исходя из потребности что-то выразить. Во-вторых, важно видеть картину как вещь, как самоценное произведение: придерживать свой мысленный взгляд, не давать ему вырываться за границы холста, сосредоточиваться на чисто живописных свойствах картины (цвет, ритм, линия, композиция, фактура) или на ее эмоционально-духовных характеристиках (энергия, экспрессия, настроение, музыкальность, одухотворенность).
-
3. Франсиско Гойя. Герцогиня Альба. Фрагмент. 1797
-
4. Огюст Ренуар. Завтрак гребцов. Фрагмент. 1880–1881
-
5. Жорж Сёра. Парад. Фрагмент. 1887–1889
Пуантилизм Жоржа Сёра довел эту тенденцию до крайнего выражения (5). Его картины эффектны, технически совершенны и статично холодны, словно бы пиксели-пуанты заразили своей сухостью сюжет. В живописи авангарда живописные средства стали цениться и сами по себе и смогли во многих случаях превратиться в цель живописи. Картина стала распадаться на составные части.
-
6.Винсент Ван Гог. Розы. Фрагмент. 1890
-
Вот неистовый голландец Ван Гог придал отдельному мазку невиданную прежде экспрессию (6). Следы его кисти словно живут на холсте своей жизнью, то клубятся и взвиваются, то смирно жмутся друг к другу, то широко растекаются, то ложатся дробно и мелко. Сама живописная поверхность, фактура картины, стала в его работах осязаемой и «вкусной» (7).
-
7. Винсент Ван Гог. Автопортрет. Фрагмент. 1889. 8. БарнетНьюмен. Голос огня. 1967
-
9. БарнетНьюмен. Конкорд. 1949 10. Юрий Злотников. Из серии «Сигнальная система». 1957–1962
-
11. Ольга Розанова. Зеленая полоса. 1917 12. Марк Ротко. Оранжевый, красный и желтый. 1961
-
13. Рой Лихтенштейн. Красная живопись (мазок кисти). 1965
-
14. Рой Лихтенштейн. Желтые и зеленые мазки. 1964
-
14 а. Рой Лихтенштейн. Желтые и зеленые мазки. Фрагмент. 1964
-
15. Илья Репин. Не ждали. 1884
-
Американец Рой Лихтенштейн создал целую серию технически непростых работ, изображающих живописные мазки (13, 14). Не сами мазки, а их изображения, говоря современным языком — репрезентацию (14 а). Композиционно его картины весьма выверены. Широкий желтый мазок ни справа, ни слева не касается краев холста, чтобы взгляд зрителя не ускользал за его пределы. И даже странный обрывок желтого, как будто случайно оказавшийся справа внизу, важен для общего замысла: без него картина «заваливалась» бы в эту сторону. Посмотрите на репродукцию знаменитой работы Репина «Не ждали» — одинокая ножка стула в левом нижнем углу играет ту же роль (15). Средство стало целью, а затем цель стала живописным мотивом.
-
Не забудь посетить музей современного искусства
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.