Содержание
-
Бортникова С.Л.Общество
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию для учащихся 11 классов
-
Что такое общество?
Общность, союз, сотрудничество. Продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых совместными интересами. Социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Понятие общество применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.
-
1. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях? Какое из них включает данное понятие в наиболее широком (философском) смысле?
А. Двери в зал распахнулись, и его взору предстало довольно разношёрстное общество. Б. За сословиями феодального общества закрепляется определённый круг прав и обязанностей. В. Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием. Г. В обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития.
-
2. Общество в широком смысле - это
естественная среда обитания человека; способы и формы взаимодействия людей; природа и культура в их единстве; весь окружающий мир.
-
Что такое общественные отношения?
Многообразные социальные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.
-
3. Обществом в широком смысле слова называют
совокупность форм объединения людей; весь окружающий мир; группы, в которых происходит общение; взаимодействие людей в повседневной жизни.
-
4. В отличие от природы, общество
обладает свойствами системы; находится в развитии; выступает в качестве творца культуры; развивается закономерно.
-
В круг проверяемых элементов входят характеристики общества как динамической системы. Рассматривать общество как систему значит
выделять в нём относительно самостоятельные части; показывать взаимосвязь и взаимодействие этих частей; выявлять интегративные качества, которыми обладает целое по сравнению с отдельными частями (целое «больше», чем сумма частей); демонстрировать способность целого (в нашем случае – общества) менять свою структуру под воздействием внешних условий своего существования.
-
Какие сферы относят к основным подсистемам общества?
экономическую; социальную; политическую; духовную. Каждая сфера охватывает определённые виды деятельности и складывающиеся при этом отношения, а также соответствующие им институты.
-
5. Соотнесите общественные явления, процессы и институты, указанные в приведённом ниже перечне с каждой из сфер. Заполните таблицу.
Отношения собственности, партия, избирательная система, научная деятельность, формирование нации, взаимосвязь спроса и предложения товаров, массовая культура, факторы производства, сословная структура общества, федеративное государственное устройство, банковская система, художественное творчество.
-
6. Подсистемой общества выступает
природно-географическая среда; экономическая сфера; мировоззрение личности; природные ресурсы.
-
7. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА семья а) политическая партийная система б) социальная государство образование брак Запишите в таблицу соответствующие буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
-
Какие типы обществ вы знаете?
первобытное рабовладельческое традиционное (аграрное или феодальное) индустриальное постиндустриальное (информационное)
-
Характеристика типов общества.
-
(продолжение)
-
(окончание)
-
8. О каком типе общества идёт речь в данном отрывке?
«Вся жизнь человека, от рождения и до смерти, была строго регламентирована. Он почти не покидал места своего рождения. Жизненный мир большинства людей той эпохи был ограничен рамками общины и сословной принадлежности». Какие черты общества свидетельствуют об этом? Дополните перечень этих черт.
-
9. Какое общество имеет ввиду автор? Почему вы так думаете?
«По самой природе своей общество является огромным, анонимным, мобильным, развивающим различные формы коммуникации».
-
10. Установите соответствие между различными типами обществ и характеристиками общественного развития (подберите соответствия по столбцам).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 1) глобализация мира а) индустриальное 2) пром. переворот б) постиндустриальное 3) разрушение сословных перегородок 4) переход к машинному производству 5) развитие информ. технологий Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
-
11. Найдите в приведённом списке черты традиционного общества:
развитие ресурсосберегающих технологий; сословный тип социальной стратификации; появление массовой культуры; низкая социальная мобильность; преобладание коллективистских взглядов. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
-
Какие понятия помогают охарактеризовать общество как динамическую систему?
прогресс регресс эволюция революция реформа Вспомните, что они обозначают?
-
12. Понятию общественный прогресс противоположно понятие
социальная революция общественный регресс социальные реформы общественное развитие
-
13. Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (являются)
скачкообразные перемены революционные изменения постепенные процессы регрессивная направленность
-
14. Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя, - это
реформа революция стабилизация эволюция
-
Общественный прогресс
Что такое общественный прогресс? В чём выражается противоречивость общественного прогресса? Какие области в современном мире испытывают подъём, а какие, напротив, подвержены спаду? Что имеют ввиду, когда говорят об относительности прогресса? Как вы понимаете выражение «цена прогресса»?
-
Попробуйте сформулировать, чем подтверждаются критерии прогресса и что им противоречит:
развитие интеллектуальных возможностей человека; совершенствование нравственности; развитие производительных сил общества; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
-
15. Характерной чертой революционного развития общества является
постепенность преобразований; проведение реформ «сверху»; решительный разрыв с прошлым; необратимость перемен.
-
16. Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает
расширение деятельности транснациональных корпораций; рост объёмов промышленного производства; возрастание доли среднего класса в составе населения; развитие национальной культуры.
-
17. Верны ли следующие суждения проблемах?
А. Разрешить глобальные проблемы можно только объединёнными усилиями всего человечества. Б. Глобальные проблемы существовали на всех исторических этапах развития общества. верно только А; 3) верны оба суждения; верно только Б; 4) оба суждения неверны
-
Ответы:
1) Г; 2) 2; 3) 1; 4) 3; 5) -; 6) 2; 7) БААББ; 8) традиционное (подробнее – см. таблицу, столбец 2); 9) постиндустриальное (подробнее – см. таблицу, столбец 4); 10) БАААБ; 11) 245; 12) 2; 13) 3; 14) 2; 15) 3; 16) 1; 17) 2.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.