Презентация на тему "Духовное развитие общества"

Презентация: Духовное развитие общества
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Духовное развитие общества"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 19 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по обществознанию для 7-9 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Духовное развитие общества
    Слайд 1

    Духовное развитие общества

    Цели и задачи: познакомиться с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур

  • Слайд 2

    Тип уроков: урок-рассуждение. План уроков 1. Культура как явление общественной жизни. 2. Духовное развитие общества. 3. Субкультура и контркультура. 4. Проблема многообразия культур. 5. Диалог культур. Толерантность.

  • Слайд 3

    Основные подходы к пониманию культуры Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни Технологический Культура - это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества Деятельностный Культура - это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность Ценностный Культура - это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей

  • Слайд 4

    Культура и ее виды В широком смысле Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей В узком смысле Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности Материальная культура Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека Духовная культура Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению

  • Слайд 5

    Природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

  • Слайд 6

    Субкультура и контркультура Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры: • языком; • взглядами на жизнь; • манерами поведения; • прической; • модой, • обычаями.

  • Слайд 7

    - Какие характеристики присущи субкультуре вообще? 1. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. 2. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент «инакости», непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

  • Слайд 8

    Sub по-латыни - это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), a contra - «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт). Причины контркультурных тенденций Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых сил. Во-вторых, одной из движущих сил формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, «взрослой» культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция.

  • Слайд 9

    Проблема многообразия культур Мнения ученых разделились: 1. Одни полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияния извне, поэтому говорить о планетарном единстве человечества нельзя. 2. Другие культурологи утверждают, что уникальность каждой из локальных культур не исключает их взаимодействия и синтеза.

  • Слайд 10

    Российский мыслитель Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» выделил некоторые способы культурного взаимодействия Способы культурноговзаимодействия Колонизация - простейшая форма взаимодействия и взаимопроникновения «Прививка черенка на чужое дерево» - черенок остается чужеродным элементом Взаимный равноправный диалог - в результате происходит обмен ценностями

  • Слайд 11

    Работая с материалом учебника на с. 294, заполните таблицу «Мировоззренческие установки».

  • Слайд 12

    Европоцентризм Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизационного уровнями им следует ориентироваться на культурный строй Запада

  • Слайд 13

    Американоцентризм Представители этого направления активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. История освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру

  • Слайд 14

    Афроцентризм (негритюд) На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Сторонники этого критерия относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм

  • Слайд 15

    Диалог культур. Толерантность Толерантность основывается на гуманистических принципах признания: • непреходящей ценности человека; • черт человеческой индивидуальности и уникальности; • права на непохожесть, инакость. Толерантность- сложная стратегия поведения, включающая готовность: 1) без протеста воспринимать иные взгляды; 2) уважать свободы другого человека; 3) проявлять сострадание; 4) выражать великодушие и терпение.

  • Слайд 16

    Толерантность имеет различные формы. Формы толерантности Личная - проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов Общественная - отражена в общественной психологии, сознании, моральных нормах и правилах Государственная -отражается в законодательстве; в политической практике

  • Слайд 17

    Разберитесь в понятиях и расставьте их в правильном порядке в таблице: Слова и установки: приказ, подбадривание, отстранение, утешение, предостережение, умения внимательно слушать и слышать, критика, уважение, обзывание, стремление разобраться, упреки, благожелательность, угрозы, перебивание, похвала, нетерпение, согласие, проповедь, совет,. морализирование, эмпатия.

  • Слайд 18

    Итог уроков - Известный российский критик и публицист Григорий Ландау подметил следующую черту культуры: «В культуре основанием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау, подтвердите его правоту двумя-тремя аргументами. - Ученые уже многие века спорят о происхождении культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры. Другие связывают возникновение культуры с религиозной практикой человека. Приведите несколько примеров в подтверждение каждой из приведенных точек зрения. Являются ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните. - Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрывную связь материальной и духовной культуры. - Помимо термина «контркультура» к ценностным установкам отдельных групп общества, некоторым произведениям применяется термин «антикультура». Являются ли эти термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой на факты из общественной жизни.

  • Слайд 19

    Домашнее задание Создайте свой музей толерантности, продумайте, какие экспозиции туда войдут и подберите материалы для просмотра День толерантности, который отмечают во всех демократических странах. Составьте программу этого дня, который пройдет в нашем общеобразовательном учреждении.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке