Содержание
-
Междисциплинарный курс по проблеме насилия над детьми
Международное общество по профилактике насилия над детьми и пренебрежения их нуждами.
-
Члены комитета по разработке междисциплинарного курса
- Роберт Моррис Цзиньци Чен (председатель)
- Анна Холлоуз
- Хироки Исикава
- Елена Волкова (сопредседатель)
- КлеменсияРамирес
- Вамбуй Нжугуна (WambuiNjuguna)
Редакторы:
- Говард Дубовитц
- Уэнди Джи. Лэйн
-
Что такое жестокое обращение с детьми?
-
Жестокое обращение с детьми
Все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, способные привести (или приводящие) к нанесению вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия и власти.
(Всемирная организация здравоохранения, 1999)
-
Почему проблема жестокого обращения с детьми вызывает беспокойство?
-
Распространенность жестокого обращения с детьми
- Случаев на 1000
-
- Случаев на 1000
-
Выявленные случаи насилия над детьми и пренебрежения их нуждами – лишь вершина айсберга.
-
Распространенность суровых телесных наказаний
- Источник: Исследование ВОЗ «WorldSAFE» Раньян Д.К. Педиатрия. 2010;126:e701-11
-
Распространенность психологических наказаний
- Источник: Исследование ВОЗ «WorldSAFE»
-
Посткоммоционный синдром
- Синдром сотрясения ребенка младше 2-х лет
- Кинан: поступления в реанимацию и смерти
- Теодор: по сообщениям родителей
-
Случаев жестокого обращения с детьми намного больше, чем предполагает «официальная» статистика.
Но является ли жесткое обращение более распространенным, чем прочие детские патологии?
-
В сравнении с другими детскими патологиями
* Отражает распространенность. Все остальные – уровень заболеваемости.
-
Конвенция ООН о правах ребенка (КПР)
- Ребенок – лицо, не достигшее 18 лет
- Конвенцию подписали практически все государства-члены ООН
-
Конвенция ООН о правах ребенка: некоторые права
- У Вас есть право нормально расти и развиваться физически и духовно,в атмосфере свободы и уважения.
- У Вас есть право на особую заботу и защиту,а также на полноценное питание, жильеи медицинское обслуживание.
- Если Вы – ребенок с ограниченными возможностями, у Вас есть право на особый уход
-
Конвенция ООН о правах ребенка
4. У Вас есть правона любовь и понимание, прежде всего, со стороны родителей и родственников, но также и со стороны государства, если в этом есть необходимость. 5. У Вас есть право бесплатно обучаться, играть, развиваться, а также учиться быть ответственным и полезным. 6. У Вас есть право на защиту от жестоких действий и эксплуатации, в том числе от труда, который может препятствовать физическому и умственному развитию.
-
Почему жестокое обращение с детьми так распространено?
-
Кто оказывает влияние на проблему жестокого обращения с детьми
Ребенок:
- Родители
- Семья
- Население
- Общество
-
Факторы риска для ребенка
- Возраст – дети младшего возраста
- Пол–
- девочки:более высокий риск детоубийства, сексуального насилия, пренебрежения нуждами ребенка (питание, образование) - мальчики:более высокий риск физического насилия
- Особые признаки – близнецы, дети с ограниченными возможностями, недоношенность, нежелательная беременность
-
Факторы риска для родителей/опекунов
- Юный возраст
- Одинокий родитель
- Нежелательная беременность
- Отсутствие навыков воспитания детей
- Злоупотребление различными веществами
- Физические или психические заболевания
-
Семейные факторы риска
- Перенаселенное жилье
- Бедность
- Социальная изоляция
- Сильный стресс
- Домашнее насилие
-
Общественные и социальные факторы
- Несовершенство или отсутствие эффективного законодательства в сфере защиты детей
- Ценность ребенка невысока
- Приемлемость насилия в обществе (на уровне семьи, сообщества или общества, включая войны)
- Особенности культуры
- Социальное неравенство - бедность
-
Профессиональные факторы
Неспособность:
- Осознать существование проблемы жестокого обращения
- Выявлять случаи жестокого обращения и принимать меры
- Предоставлять необходимую помощь детям и их семьям
- Способствовать профилактике насилия:
Способствуя развитию, укреплению здоровья и безопасности Противодействуя основным факторам риска
-
Влияние жестокого обращения на детей
- В различной степени страдает каждый ребенок
- Последствия определяются несколькими факторами:
- Форма жестокого обращения
- Тип личности ребенка
- Защитные факторы
- Последствия могут быть:
- Физическими
- Психологическими
- Поведенческими
- Социальными
-
Физические последствия
- Травмы (т.е. переломы, ожоги, травмы внутренних органов, рваные раны, травмы головы)
- Нарушения развития мозга
- Кратковременная и длительная нетрудоспособность
- Смерть
-
Риск развития ишемической болезни в зависимости от числа негативных детских опытов (НДО)
-
Психологические последствия
- Характерны
- Могут включать:
- Немедленные последствия: изоляция, страх, утрата доверия
- Хронические: депрессия, низкая самооценка и проблемы во взаимоотношениях на протяжении всей жизни
- Нарушение когнитивного развития
-
Краткосрочные эмоциональные последствия
- Младенцы/дети ясельного возраста:
- Нарушения сна
- Раздражительность
- Сепарационная тревога
- Нарушения речи и пользования туалетом
- Школьный возраст:
- Неспособность контролировать эмоции
- Проблемы в общении со сверстниками – враждебные намерения
- Проблемы с концентрацией внимания
-
- Подростки:
- Чувство тревоги
- Агрессия
- Рискованное поведение (побеги из дома, употребление наркотиков, секс)
- Вовлечение в домашнее насилие
- Депрессия
- Проблемы в школе
-
Риск самоубийств в зависимости от числа НДО
-
Поведенческие последствия
- Повышенный уровень правонарушений, употребления наркотиков, а также преступлений с применением насилия
- Склонность к жестокому обращению. По некоторым оценкам, около трети детей, подвергавшихся жестокому обращению, в будущем будут жестоко обращаться со своими детьми.
-
Цена насилия
104 млрд. долларов США в год.
-
Можем ли мы позволить себе НЕ выделять средства на профилактику насилия?
-
Выявление детей, ставших жертвами жестокого обращения
Выявление детей, ставших жертвами жестокого обращения
-
Виды жестокого обращения
- Физическое насилие
- Пренебрежение
- Сексуальное насилие
- Эмоциональное насилие и пренебрежение
- Детский труд
- Торговля детьми
- Прочее
-
Физическое насилие
Применение силы, в результате которого наносится вред здоровью, выживаемости, развитию и достоинству ребенка
Взято с изменениями из руководства ВОЗ и ИСПКАН: «Предупреждение плохого обращения с детьми», 2006г.
-
Признаки физического насилия
- Серьезность травмы не соответствует описываемым обстоятельствам получения или уровню развития ребенка
- Форма повреждений (например, следы рук или ожоги от сигарет)
- Множественные травмы на различной стадии заживления
- В семье ранее выявлялись случаи насилия
- Ребенок сообщает о жестоком обращении
-
Физическое насилие
Физические признаки включают:
- Синяки
- Порезы
- Переломы
- Волдыри
- Ожоги
- Травмы внутренних органов
- Синдром детского сотрясения (в том числе, умышленные травмы мозга и/или черепа)
-
Случай №1
- Трехмесячная девочка
- Синяки на лице и руках
- Мать: «Я увидела синяки, когда первый раз ее кормила утром. Вчера, когда я укладывала ее спать, синяков еще не было. Наверное, она выпала из кроватки!»
-
Трехмесячный ребенок с синяками.
Источник: Американская академия педиатрии (ААП).
-
Случай №2
- 11-летний ребенок
- Не может нормально сидеть в школе
- Рассказал учителю: «Меня избил отец. Я ему нагрубил»
- Показал следы на спине
-
11-летний ребенок с синяками.
Источник: Американская академия педиатрии (ААП)
-
Случай №3
- Бабушка заметила, что ее двухмесячный внук много плачет, успокоить его невозможно
- Она говорит: «Он не шевелит левой рукой и плачет еще сильнее, когда я дотрагиваюсь до нее».
- Она привела его на осмотр.
- Рентген показал:
-
Случай №3
Двухмесячный ребенок не шевелит рукой
-
Случай №4
- Молодая мать-одиночка жалуется, что ее трехмесячный ребенок «трудный», нервный, раздражительный и все время плачет, и что его трудно кормить
- Неделю спустя ребенок поступил в больницу без сознания и со слабым дыханием
-
Трехмесячный ребенок, все время плачет. Источник: ААП
-
Случай №5
- 22-месячный ребенок поступил в больницу с ожогами на ягодицах
- Мама пояснила: «Она упала в ванну с горячей водой, пока меня не было»
-
Ожоги от погружения признаки
- Нетронутые участки в месте складок
- Дырка от бублика– кожа в месте соприкосновения с дном ванны
- “Верхняя граница"
-
Зависимость времени, необходимого для глубокого ожога, от толщины кожи
По данным Национального фонда помощи пострадавшим от ожогов
-
Телесные наказания и жестокое обращение
Телесные наказания и жестокое обращение
-
Физические методы воспитания «Телесные наказания»
- Спорные и укоренившиеся: «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка»
- Распространенные: «право родителя»
Вопросы:
- Эффективны ли они?
- Являются ли они разновидностью жестокого обращения?
- Каковы вероятные последствия?
- Какие методы воспитания следует применять?
-
Определение понятия пренебрежения (ВОЗ, 1999)
- Невнимание со стороны лиц, осуществляющих уход, или неспособность обеспечить потребности ребенка в медицинском уходе, образовании, эмоциональном развитии, питании, жилье и безопасности
- С учетом ресурсов, доступных семье или опекунам
- Приводит или с высокой вероятностью может приводить к нанесению вреда здоровью ребенка, а также его физическому, психическому, духовному, нравственному и социальному развитию
- Включает недостаточный контроль за ребенком и неспособность защитить его от различных угроз
-
Ориентированное на ребенка определение понятия пренебрежения
- Пренебрежение происходит, когда не удовлетворяются базовые нужды ребенка, что наносит реальный или потенциальный вред
- Базовые нужды включают достаточное:
- Питание - Одежду
- Контроль - Защиту
- Медицинский уход - Образование
- Любовь и заботу - Дом
-
Случай №6
- Десятилетний ребенок, страдающий диабетом
- Поступил в отделение неотложной помощи с обезвоживанием и в летаргическом состоянии
- Два для не принимает инсулин
- Мать пояснила: «У нас закончился инсулин»
-
Случай №7
У девятилетней девочки регулярно обнаруживаются травмы на протяжении последних 6 месяцев, в том числе:
- легкая травма головы при падении с дерева
- глубокая рана предплечья, полученная при пролезании через разбитое окно
- ожоги на руках от неосторожного обращения с горячим жиром
-
Случай №8
- Участковая медсестра заметила недостаток веса у 10-месячной девочки
- Ее вес менее 5-го процентиля;рост около 10-го
- Питание со слов матери нормальное, ребенок хорошо покушал при медсестре
- Месяц спустя девочка не прибавила в весе и стала очень раздражительной
- Ребенок госпитализирован, обследование не выявило каких-либо заболеваний. Ест хорошо, прибавляет в весе и стала более активной
-
Сексуальное насилие над детьми
- Вовлечение в действия сексуального характера, которые он/она:
- не вполне осознает,
- не может дать осознанное согласие,
- не соответствует по уровню развития,
- нарушает законы и табу общества.
- Дети могут подвергаться сексуальной эксплуатации со стороны взрослых или других детей, которые, в силу возраста или уровня развития, злоупотребляют ответственностью, влиянием или доверием.
(ИСПКАН и ВОЗ, “Профилактика жестокого обращения с детьми", 2006)
-
- Зачастую «скрытая» угроза
- Включает все виды сексуальных действий,а не только половой акт или иные физические формы
- Включает детскую проституциюипросмотр порнографии
-
Случай №9
- Мама привела шестимесячную девочку на прием к участковой медсестре после того, как обнаружила кровь на подгузнике. Девочка выглядит здоровой и жизнерадостной, медицинский осмотр ничего определенного не выявил.
- Со слов матери, уход за ребенком осуществляют только она и ее 17-летнаяя дочь. Именно дочь сидела с ребенком вчера вечером.
-
Случай №10
Семилетняя девочка рассказала матери о том, что мальчик трогал ее за «интимные места».
-
Случай №11
- Тринадцатилетняя девочка рассказала подруге о том, что ее дядя ложится с ней постель и заставляет делать «плохие вещи».
-
Случай №12
- Девятилетний мальчик отказывается идти в школу из-за того, что один из учителей заставляет его «целовать его птичку».
-
Эмоциональное насилие
- Включает:
- Упреки
- Умаление достоинства
- Запугивание
- Угрозы
- Презрение
- Высмеивание
- Дискриминацию
- Отталкивание
- Подобные действия зачастую наносят вред психологическому и психическому здоровью ребенка. Они также могут негативно повлиять на физическое, психическое, духовное, нравственное и социальное развитие ребенка.
(ИСПКАН и ВОЗ, «Предупреждение плохого обращения с детьми», 2006)
-
Признаки, схожие с насилием
- Важно помнить, что большая часть травм возникает в результате несчастных случаев.
- Проблемы с поведением также могут возникать вследствие множества причин и не являются характерными для жестокого обращения.
- Крайне важно рассматривать версию о жестоком обращении, однако не менее важно НЕ делать поспешных выводов.
-
Чем это вызвано?
Чем это вызвано?
-
-
Монгольские пятна
Монгольские пятна
-
-
Оценка вероятного жестокого обращения с детьми: роли
- Две основных группы:
- органы опеки (социальные службы и общегражданские суды/суды по семейным делам)
- уголовная юстиция (полиция и суды по уголовным делам)
- Органы опеки:обеспечивают безопасность ребенка, укрепляют семью
- Уголовная юстиция:выявляют преступников и привлекают их к ответственности
- Предпочтительна комплексная оценка
-
Возможные трудности при раздельной оценке
- Параллельные расследования
- Отсутствие согласованности; слабый обмен информацией
- Неоднократные допросы
- Возможно искажение показаний, улик
- Противоречивые выводы
- Усиление недоверия и дополнительный стресс для всех участников
-
Что такое подход к оценке на основе многопрофильной команды?
- Совместное обучение и работа
- Понимание ролей и сильных сторон друг друга
- Создание универсальных протоколов для получения сведений и обмена информацией, получения показаний и принятия решений
-
Многопрофильное обучение: Что мешает его проводить?
- Различная компетенция групп
- Различная подготовка групп
- Неосведомленность о деятельности и возможностях друг друга
- Вопросы конфиденциальности
- Ограниченность ресурсов
- Не считается необходимым
-
Опрос детей: обзор
- Требует определенной подготовки и квалификации
- Дети могут предоставить полезную и точную информацию
- Неграмотное проведение опроса может исказить рассказ ребенка
-
Знайте, как общаются дети
- Дети часто рассказывают о насилии не родителю, а другому взрослому, которому доверяют
- Ребенок может частично рассказать о произошедшем, либо сказать, что это произошло с кем-то другим, чтобы оценить реакцию взрослого
- Дети часто «закрываются» и отказываются рассказывать дальше, если видят слишком эмоциональную или негативную реакцию(из пособия «Семь шагов по защите детей», опубликованного организацией «Darkness to Light», www.DarknessToLight.org)
-
Как реагировать
Если ребенок сообщил о совершенном в отношении него/нее насилии:
- Верьте ему. Дети редко врут о жестоком обращении. Не игнорируйте и не опровергайте рассказанное ребенком.
- Похвалите ребенка за рассказ. Убедитесь в том, что ребенок понимает, что в случившемся нет его вины.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок перестанет рассказывать, если почувствует, что его рассказ Вас огорчает. Ребенок должен знать, что Вы его выслушаете.
-
- Побуждайте ребенка к рассказу, но избегайте наводящих вопросов (например: «Он трогал тебя за интимные места, да?»). Это может повлиять на воспоминания ребенка о произошедших событиях.
- Не давите на ребенка,если он не готов рассказывать.
- Получите информацию, достаточную для того, чтобы зафиксировать сообщение о жестоком обращении. Более подробная информация может быть получена позднее профессиональными интервьюерами.
- Удостоверьтесь в том, что ребенку ничего не угрожает, и в том что он не будет подвергаться жестокому обращению, пока Вы принимаете необходимые меры.
- Свяжитесь с местными социальными службами и полицией.
-
Обсудите Ваши действия в каждом из приведенных далее примеров, в которых ребенок сообщает о насилии.
- Случай №1:шестилетний ребенок с ожогами от сигарет
- Случай №2:семилетняя девочка говорит, что мальчик трогал ее
-
Оказание помощи и последующие действия
- Необходимо определить последствия жестокого обращения в каждом случае
- При необходимости проводится неотложное лечение
- Необходимо оценить состояние психического здоровья
- Необходимо обследовать членов семьи и оказать им необходимую помощь
-
Каковы наши обязанности?
Они определяются различными факторами:
- Нравственными - Профессиональными и клиническими - Правовыми
-
Законы уведомления
Какие законы действуют у Вас?
-
Роли: службы по охране здоровья детей
Принимать меры по защите детей, в том числе:
- Рассматривать сообщения о предполагаемых случая насилия над детьми
- Обеспечивать безопасность детей
- Содействовать работе вспомогательных служб
-
Роли: полиция
Роли: полиция
Обязанности включают:
- Расследование предполагаемых преступлений
- Предъявление обвинений в тех случаях, когда факты свидетельствуют о совершенном преступлении.
-
Роли: здравоохранение
Обязанности включают:
- Предотвращение
- Выявление детей, вероятно подвергающихся жестокому обращению
- Информирование служб по охране здоровья детей
- Обследование травм и проведение лечения
- Содействие в оказании последующей медицинской и психологической помощи
- Совместная работа с другими специалистами и службами
- Дача показаний в суде
- Защита интересов детей
-
Роли: суды/исправительные службы
Ответственны за обеспечение защиты детей и ухода за ними, включая:
- Санкционирование исправительного воздействия
- Уголовное производство и лишение свободы
-
Предупреждение насилия
- «….Существует достаточно доказательств, в том числе научных, позволяющих с полной уверенностью утверждать, что плохое обращение с детьми может быть предупреждено».
(Предупреждение плохого обращения с детьми, 2006)
-
Предупреждение
- Защита- здоровья, развития и безопасности
-
Уровни предупреждения
- Первичное предупреждение – Предупреждение болезни (жестокого обращения) до ее возникновения
- Вторичное предупреждение – Выявление болезни и проведение лечения до появления признаков и/или симптомов. В случае жестокого обращения, это часто связано с выявлением и устранением факторов риска.
- Третичное предупреждение – Лечение, направленное на предупреждение осложнений, смерти или частичной инвалидности.
-
Стратегии предупреждения жестокого обращения с детьми
Три уровня программ:
- Индивидуальный
- Уровень взаимоотношений
- Уровень сообщества и общества
-
Индивидуальные стратегии предупреждения
- Профилактика нежелательной беременности
- Облегчение доступа к медицинской помощи в период беременности и после родов
- Обучение детей избеганию потенциально опасных ситуаций
(Предупреждение плохого обращения с детьми, 2006)
-
Программы предупреждения на уровне взаимоотношений
- Программы посещения семей на дому
- Программы тренингов для родителей
(Предупреждение плохого обращения с детьми, 2006)
-
Программы предупреждения на уровне сообщества и общества
- Правовые реформы и защита прав человека
- Благоприятная социально-экономическая политика
- Изменение культурных и социальных норм, поощряющих насилие в отношении детей
- Снижение рисков, связанных с окружающей средой (Preventing Child Maltreatment, 2006)
-
“Мы в долгу перед нашими детьми — а дети это самые уязвимые члены любого общества — и наш долг состоит в том, чтобы обеспечить им жизнь, свободную от насилия и страха."
Нельсон Мандела
(Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире, 2002)
-
Мастшабы проблемы
Мастшабы проблемы
-
Масштабы проблемы: Случаи смерти в результате насилия
- ~57000 случаев смерти детей младше 15 лет
- Среди детей младше 4 летчисло смертей в 2 раза выше, чем среди старших детей
- Среди бедных слоев населения уровень смертности значительно выше (2.2 случая на 100000 мальчиков среди наиболее обеспеченных слоев населения и 17.9 случаев на 100000 среди беднейших)
- Наиболее распространенные причины смерти: травмы головы, травмы внутренних органов
(ВОЗ, 2000)
-
Масштабы проблемы:Насилие, не приводящее к смерти
- На детей кричат/ругаются в 70-85% семей
- Угроза оставления: 8-48%
- Бьют различными предметами: 18-75%
- Трясут: 12-59%
-
Конвенция ООН о правах ребенка: некоторые права
1. Все дети имеют все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, места рождения или родителей. 2. У Вас есть особое право на жизнь, а также на здоровое и нормальное физическое и духовное развитие, в атмосфере свободы и уважения достоинства. 3. У Вас есть право на имя и на приобретение гражданства. 4. У Вас есть право на особый уход, защиту, полноценное питание, жилье и медицинскую помощь. 5. У Вас есть право на особый уход, если Ваши возможности ограничены.6. У Вас есть право на любовь и понимание, прежде всего, со стороны родителей и родственников, но также и со стороны государства, если в этом есть необходимость.
-
7. У Вас есть право бесплатно обучаться, играть, а также иметь равные возможности для того, чтобы развиваться и учиться быть ответственным и полезным. Ваши родители несут ответственность за ваше образование, а также обязаны оказывать Вам всестороннюю поддержку 8. У Вас есть преимущественное право на получение помощи. 9. У Вас есть право на защиту от жестокого обращения и эксплуатации. Например, Вас не могут заставить выполнять работу, негативно влияющую на Ваше физическое или психическое развитие. Вы не должны работать до достижения определенного возраста, а ваше здоровье, нравственное и физическое развитие никогда не должны ставиться под угрозу. 10. Вас должны воспитывать в духе мира, солидарности, терпимости и дружбы.
-
Предупреждение: наивысшая цель
- Традиционно состоит из как можно более раннего выявления жестокого обращения с детьми и принятия необходимых мер по его пресечению и защите ребенка
- Наиболее эффективным является подход, в рамках которого выявляются факторы риска, проактивно выделяются необходимые ресурсы и внедряются программы, направленные на снижение этих рисков
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.