Презентация на тему "Наука как форма духовного освоения действительности"

Презентация: Наука как форма духовного освоения действительности
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.15 Мб). Тема: "Наука как форма духовного освоения действительности". Предмет: обществознание. 25 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Наука как форма духовного освоения действительности
    Слайд 1

    Тема. Наука как форма духовного освоения действительности.

    Вопросы: 1. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности. 2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.

  • Слайд 2

    Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Признаки практического знания: возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности; институтом формирования является ученичество; использует специальный искусственный язык; не может быть вытеснено наукой; критерий применимости – эффективность. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

  • Слайд 3

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    ПРЕДМЕТ НАУКИ - мир объективный и субъективный

  • Слайд 4

    Знание, обладающее рядом особенностей: систематизированное обоснованное интерсубъективное Стиль научной рациональности постоянная апелляция к доводам разума и рассудка, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся фактов, требование дискурсивности, логичности, доказательности, подчиненности определенным методологическим нормам) РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Слайд 5

    НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.

  • Слайд 6

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА Язык науки имеет следующие признаки: специфическая лексика, особая стилистика, определенность используемых понятий, стремление к четкости и однозначности утверждений, стремление к строгой логичности в изложении материала.

  • Слайд 7

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ Научный метод- совокупность регулятивных принципов, приемов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы ориентировать и направлять научный поиск по пути достижения объективной истины.

  • Слайд 8

    МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Свойства научного метода: ü     ясность, общепонятность ü     детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам; ü     направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные; ü     надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата; ü     экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    - целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте .

  • Слайд 11

    НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

    - активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Структура эксперимента: 1.определение задачи и цели (для чего, с какой целью); 2.выбор объекта, предмета и ситуации: естественная - экспериментальная; управляемая – неуправляемая; спонтанная - организованная, нормальная – экстремальная (что наблюдать); 3.выбор способа наблюдения (как наблюдать?) 4.выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?) 5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

  • Слайд 12

    Преимущества эксперимента: воспроизводится по желанию субъекта; возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях; позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий; расширяет арсенал приборов и инструментов.

  • Слайд 13

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ

    ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - 1)усиление деятельности теоретического мышления; увеличение теоретических методов; 2)реализация способности к воспроизводству теоретического знания на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии. 3)способно исследовать природу самих понятий, развивать и совершенствовать понятийный аппарат. Цель– установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.

  • Слайд 14

    НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

    а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том и на другом одновременно); б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов. В научном познании гипотеза используется для: а) объяснения существования фактов; б) предсказания новых фактов. То есть, научной гипотезу делает ее выдвижение в рамках науки.

  • Слайд 15

    Требования к научной гипотезе:

    Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее установленным фактам. Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке. Наивозможнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.

  • Слайд 16

    Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:

    1)осмысленность– операциональная определяемость входящих в теорию понятий. 2)непротиворечивость– логическая согласованность принимаемых в теории высказываний. 3)верифицируемость– возможность сравнения высказываний теории с опытом. 4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности. 5)экстраполируемость– способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась. 6)адаптивность– способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты. 7)потенциальная фальсифицируемость– существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.

  • Слайд 17

    Научная теория

    Теория - развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

  • Слайд 18

    Отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ: 1. Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения. 2. Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными. 3. Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.

  • Слайд 19

    Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельности

    НАУКА имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный; результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности; использует специальные методы и приемы деятельности; функционирует как социальный институт; формирует и использует научный язык; выполняет функции описания, объяснения, предсказания.

  • Слайд 20

    Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия

    Два основных определения понятия «естествознание». 1. естествознание есть особая, отдельная наука о природе как едином целом. Целью естествознания в таком случае выступает поиск единого основания, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы, и основных законов микро- и макромира. 2. естествознание есть множество наук, совокупность наук о природе.

  • Слайд 21

    Разделение наук на науки о природе и науки о культуре введено в Баденской школе неокантианства (кон. XIX – нач. ХХ в.) Вильгельм Виндельбанд Генрих Риккерт

  • Слайд 22

    Естествознание и гуманитарные науки

  • Слайд 23

      естественнонаучные дисциплины гуманитарные дисциплины физика химия биология история языкознание предмет исследования объекты (отношения и функции) события, обладающие ценностью механизмы организмы (особь или целостность) роль математизации очень высокая играет вспомогательную роль используется ограниченно

  • Слайд 24

    Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины

    движение пространственное перемещение; перекомбинация известного процесс возникновения новизны (рождение, изменение, гибель) любое событие пространство физическое (однородное, симметричное) историческое (неоднородное, несимметричное) время мера движения; пространственный процесс («теперь»)   мера длительности («вчера - сегодня - завтра») преобладающий метод   механицизм органицизм историцизм

  • Слайд 25

    Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины Разбиение наук на естественные и гуманитарные достаточно условно. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии. Механизм господствует в физик и химии, органицизм – в биологии, а историцизм - в истории. Однако эти методологические стратегии считать жестоко связанными со своими науками.Основанием для использования метода является его прогностичность.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке