Содержание
-
Тема. Наука как форма духовного освоения действительности.
Вопросы: 1. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности. 2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
-
Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Признаки практического знания: возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности; институтом формирования является ученичество; использует специальный искусственный язык; не может быть вытеснено наукой; критерий применимости – эффективность. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
-
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
ПРЕДМЕТ НАУКИ - мир объективный и субъективный
-
Знание, обладающее рядом особенностей: систематизированное обоснованное интерсубъективное Стиль научной рациональности постоянная апелляция к доводам разума и рассудка, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся фактов, требование дискурсивности, логичности, доказательности, подчиненности определенным методологическим нормам) РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.
-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА Язык науки имеет следующие признаки: специфическая лексика, особая стилистика, определенность используемых понятий, стремление к четкости и однозначности утверждений, стремление к строгой логичности в изложении материала.
-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ Научный метод- совокупность регулятивных принципов, приемов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы ориентировать и направлять научный поиск по пути достижения объективной истины.
-
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Свойства научного метода: ü ясность, общепонятность ü детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам; ü направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные; ü надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата; ü экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
-
-
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте .
-
НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Структура эксперимента: 1.определение задачи и цели (для чего, с какой целью); 2.выбор объекта, предмета и ситуации: естественная - экспериментальная; управляемая – неуправляемая; спонтанная - организованная, нормальная – экстремальная (что наблюдать); 3.выбор способа наблюдения (как наблюдать?) 4.выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?) 5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)
-
Преимущества эксперимента: воспроизводится по желанию субъекта; возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях; позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий; расширяет арсенал приборов и инструментов.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ - 1)усиление деятельности теоретического мышления; увеличение теоретических методов; 2)реализация способности к воспроизводству теоретического знания на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии. 3)способно исследовать природу самих понятий, развивать и совершенствовать понятийный аппарат. Цель– установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.
-
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том и на другом одновременно); б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов. В научном познании гипотеза используется для: а) объяснения существования фактов; б) предсказания новых фактов. То есть, научной гипотезу делает ее выдвижение в рамках науки.
-
Требования к научной гипотезе:
Призвана объяснить весь круг явлений, для анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее установленным фактам. Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке. Наивозможнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.
-
Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:
1)осмысленность– операциональная определяемость входящих в теорию понятий. 2)непротиворечивость– логическая согласованность принимаемых в теории высказываний. 3)верифицируемость– возможность сравнения высказываний теории с опытом. 4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности. 5)экстраполируемость– способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась. 6)адаптивность– способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты. 7)потенциальная фальсифицируемость– существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.
-
Научная теория
Теория - развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.
-
Отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ: 1. Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения. 2. Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными. 3. Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
-
Выводы: отличия науки от других сфер человеческой деятельности
НАУКА имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный; результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности; использует специальные методы и приемы деятельности; функционирует как социальный институт; формирует и использует научный язык; выполняет функции описания, объяснения, предсказания.
-
Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
Два основных определения понятия «естествознание». 1. естествознание есть особая, отдельная наука о природе как едином целом. Целью естествознания в таком случае выступает поиск единого основания, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы, и основных законов микро- и макромира. 2. естествознание есть множество наук, совокупность наук о природе.
-
Разделение наук на науки о природе и науки о культуре введено в Баденской школе неокантианства (кон. XIX – нач. ХХ в.) Вильгельм Виндельбанд Генрих Риккерт
-
Естествознание и гуманитарные науки
-
естественнонаучные дисциплины гуманитарные дисциплины физика химия биология история языкознание предмет исследования объекты (отношения и функции) события, обладающие ценностью механизмы организмы (особь или целостность) роль математизации очень высокая играет вспомогательную роль используется ограниченно
-
Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины
движение пространственное перемещение; перекомбинация известного процесс возникновения новизны (рождение, изменение, гибель) любое событие пространство физическое (однородное, симметричное) историческое (неоднородное, несимметричное) время мера движения; пространственный процесс («теперь») мера длительности («вчера - сегодня - завтра») преобладающий метод механицизм органицизм историцизм
-
Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины Разбиение наук на естественные и гуманитарные достаточно условно. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии. Механизм господствует в физик и химии, органицизм – в биологии, а историцизм - в истории. Однако эти методологические стратегии считать жестоко связанными со своими науками.Основанием для использования метода является его прогностичность.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.