Содержание
-
Организация методической работы в средних образовательных учреждениях в условиях инновационного развития образования
-
Методическая работа
(если она грамотно организована) – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся Поташник М.М.
-
Методическая работа
– это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
-
– это cпециальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя
-
2. Образовательный процесс (изменение роли преподавателя)
фасилитатор(человек, обладающей навыками формировать у обучающихся высокую внутреннюю мотивацию к самостоятельной учебной деятельности, к труду и творчеству, - в частности, посредством создания «ситуации успеха» в обучении и в профессиональной деятельности; выявления сильных сторон обучающегося; раскрытия красоты и целесообразности, социального и личностного смысла профессиональной деятельности); организатор образовательной среды (прежде всего, посредством привлечения различных внешних, «средовых» ресурсов – информационных, человеческих, включая специалистов предприятия-партнёра; предметных – речь об объектах изучения и профессиональной деятельности. А также – посредством организации деятельности обучающихся, полностью или частично протекающей во внешней среде, например, в форме практико-ориентированных проектов, социальных акций и пр.); консультант(при выполнении проектов, ведении портфолио и в других формах самостоятельной работы); эксперт(осуществляет независимую качественную оценку учебного или реального продукта на промежуточных этапах, оказывая тем самым помощь в устранении дефектов, недоделок перед итоговой защитой продукта)
-
Цель методической работы
- рост уровня педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи коллегам в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и руководства образовательного учреждения
-
Цель методической работы в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития (уровень формального и неформального непрерывного образования)
-
«Дерево целей»
«хочу» – изучение условий организации образовательного процесса «могу» – разработка рабочих учебных программ и программ дополнительного образования; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса «делаю» – анализ результатов педагогической деятельности, поиск эффективных приемов и способ работы «получаю» – пакет (банк) методических материалов, повышение эффективности образовательного процесса, качество и эффективность подготовки школьника
-
Функции – задачи методической работы
по связи с «внешней средой» по отношению к коллективу по отношению к учителю
-
Функции – задачи методической работы по связи с «внешней средой»
Осмысление социального заказа, требований общества (работодателя) к выпускнику школы Внедрение и использование достижений педагогической науки (современные формы, технологии обучения и т.д.) Внедрение достижений передового педагогического опыта Распространение передового педагогического опыта образовательного учреждения, учителей
-
Функции – задачи методической работы по отношению к коллективу
Консолидация, сплочение коллектива, превращение его в единомышленников Анализ образовательного процесса и выработка основных задач, направлений работы ОУ Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта Приобщение к НИР и опытно-экспериментальной работе
-
Функции – задачи методической работы по отношению к учителю
Совершенствование и обогащение знаний Развитие профессиональных навыков, педагогической техники Развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию Развитие мотивов профессиональной творческой деятельности и др.
-
В.Т. Рогожкин выделяет основные формы методической работы - педсовет, методические объединения, самообразование
-
Профессиональные объединения педагогов
1. Педагогический совет - коллегиальный орган, определяет стратегию развития ОУ, наделен аналитическими, обучающими, законодательными, совещательными, диагностическими, планирующими, экспертными, контрольными, информационными, организационно-воспитательными, коммуникативными и корректирующими функциями
-
2. Методическое объединение-
это профессиональное объединение педагогов нескольких родственных предметов, создаваемая для организации учебно-методической работы в образовательном учреждении
-
Формы методической работы
Коллективные формы: - научно-методические семинары, - научно-практические конференции, - открытые уроки, - школы передового опыта (педмастерства), - методические объединения, - педсоветы - день открытых дверей - педагогические чтения - методическая выставка, марафон, бюллетень - методический журнал - конкурс профессионального мастерства - школа педагогического опыта и др.
-
Групповые формы
круглый стол творческие группы, предметные недели (месячники), Взаимопосещения Педагогический консилиум Педагогический клуб Методическая оперативка Педагогический практикум Опытно-экспериментальные группы Мастер-класс Творческие отчеты преподавателей, Внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, Встречи с педагогами-новаторами,
-
Индивидуальные формы
самообразование, стажировка, разработка творческой темы, самоанализ, наставничество, тьютерство, собеседование, консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, аспирантура, курсовая подготовка и др.
-
Формы организации методической работы
1. Работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы 2. Организационно-методическое обеспечение УВП 3. Работа с молодыми специалистами 4. Передовой педагогический опыт 5. Работа по самообразованию 6. Педагогический мониторинг
-
Виды методической работы в ОУ
Научно-исследовательская Опытно-экспериментальная Научно-методическая Учебно-методическая
-
Научно-исследовательская работа направлена на создание нового научного знания
Опытно-экспериментальная работа - это реализация нововведений при строгом контроле условий, в которых она протекает; разносторонней оценке достигнутых результатов. ОЭР направлена на обновление и совершенствование образовательного процесса, способствует обогащению педагогического мастерства преподавателя.
-
Научно-методическая работа
направлена на изучение, анализ, систематизацию и обогащение накопленного опыта; на разработку методики преподавания, на совершенствование педагогического мастерства преподавателей.
-
Учебно-методическая работа
Разработка рабочих программ, КТП, поурочного планирования, программ итоговой аттестации, содержание ОКР, экзаменационных билетов, тестов, заданий и т.д.
-
Направления работы
Внедрение требований ФГОС в практику ОУ: - анализ нормативных, научных и методических источников; выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемам; - детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику; - оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований.
-
Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем внедрения ФГОС: - анализ практики решения педагогических задач; - выявление педагогических средств обеспечивающих наилучший педагогический результат; - анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике; создание методических рекомендаций по их преодолению.
-
Текущая методическая работа: - выбор литературы для решения педагогических задач; - анализ возникающих затруднений и трудностей; - разработка текущих методических материалов для проведения с учащимися разнообразных занятий и мероприятий
-
Содержание методической работы
1. Содержание образования : Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических, календарно-тематических планов и др.) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся. Адаптация имеющихся методических разработок Особенности планирования внеурочной деятельности и общения учащихся
-
2. Образовательный процесс (изменение роли преподавателя)
фасилитатор(человек, обладающей навыками формировать у обучающихся высокую внутреннюю мотивацию к самостоятельной учебной деятельности, к труду и творчеству, - в частности, посредством создания «ситуации успеха» в обучении и в профессиональной деятельности; выявления сильных сторон обучающегося; раскрытия красоты и целесообразности, социального и личностного смысла профессиональной деятельности); организатор образовательной среды (прежде всего, посредством привлечения различных внешних, «средовых» ресурсов – информационных, человеческих, включая специалистов предприятия-партнёра; предметных – речь об объектах изучения и профессиональной деятельности. А также – посредством организации деятельности обучающихся, полностью или частично протекающей во внешней среде, например, в форме практико-ориентированных проектов, социальных акций и пр.); консультант(при выполнении проектов, ведении портфолио и в других формах самостоятельной работы); эксперт(осуществляет независимую качественную оценку учебного или реального продукта на промежуточных этапах, оказывая тем самым помощь в устранении дефектов, недоделок перед итоговой защитой продукта)
-
3. Современные технологии обучения
Оценка эффективности методов начального общего образования, выбор образовательных технологий с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста обучающихся: Информационно-развивающие Личностно-ориентированные Проблемно-поисковые Деятельностные
-
Темы для методической работы преподавателя:
Совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности студентов Совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательной активности и самостоятельности Совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение универсальными учебными действиями Пути индивидуализации обучения Разработка дидактических материалов и средств обучения
-
4. Контроль знаний и умений студентов
Темы для методической работы преподавателя: Разработка методики анализа и оценки реализации требований ФГОС НОО Разработка системы контроля самостоятельной работы учащихся
-
5. Проблемы воспитания обучающихся
Задачи и содержания воспитания (по направлениям) Методы воздействия и взаимодействия педагогов и обучающихся Создание воспитательно-образовательной среды Роль отдельных форм организации воспитательной работы
-
Методическое сопровождение:
- взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана
-
Методическое обеспечение:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.