Содержание
-
Работа с научной литературой
-
Источники научной информации
Документальные Информационно-библиографические
-
Научная литература
является важнейшим средством поддержания существования и развития науки во-первых, средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых, средством коммуникации, научного общения ученых между собой.
-
Этапы развития научного знания
Тезисы Научные статьи Монографии Учебники вузовские Учебники школьные Эту динамику движения научного знания необходимо учитывать в работе с научной литературой, разграничивая литературные источники по степени их важности, достоверности и признанности в научном мире.
-
Библиография
Фамилия и инициалы автора, название работы, в каком журнале, сборнике и т.д. издана статья, тезисы и т.п., место (город) издания, издательство, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую страницу расположена статья, тезисы в журнале, сборнике и т.д. Факты, утверждения, цитаты и т.п., что представляют интерес для Вашей работы.
-
Где искать?
Библиотечные каталоги. Последние номера журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году. Списки литературы, которые приводятся в конце монографий, и списки цитированной литературы в диссертациях. Электронные базы.
-
Что читать?
книги: научныемонографии, брошюры, учебники, научно-методические издания, учебныепособия; периодика: научныеиреферативныежурналы, академическиевестники, сборникинаучныхстатей; документы: сборникинормативныхдокументов, стандарты, нормативные акты, инструкции; энциклопедии, словариисправочники; отчетыонаучно-исследовательскойработе; патентыиавторскиесвидетельства; информационныеиздания: аналитическиеобзоры, информационные выпускиибюллетени, выставочныепроспекты; переводынаучнойлитературы; оригинальныеисточникизарубежнойнаучнойлитературы; диссертациииавторефератыдиссертаций.
-
Рекомендации
Включать только реально использованные источники. Не использовать заранее нумерацию для ссылок на публикации
-
Работа с понятийным аппаратом
Постоянно следить за тем смыслом, который Вы вкладываете в тот или иной используемый термин. Аппарат, аналогия, динамика, задача, закон, значение, категория, качество, критерий, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, общее (всеобщее), операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, теория, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап. Не вводите новые понятия без острой необходимости Что имя! Роза бы иначе пахла, Когда б ее иначе называли? В. Шекспир. «Ромео и Джульетта»»
-
Проверка терминов
Словари русского языка В. Даля и С.И. Ожегова Словарь иностранных слов Советский энциклопедический словарь Словарь синонимов Специальные словари и энциклопедии Философские словари: абстракция, анализ, знание, значение, качество, количество, наблюдение, норма, объяснение, обобщение, образ, объект, опыт, основание, отношение, практика, предмет, проблема, развитие, рефлексия, семантика, система, системный анализ, свойство, сравнение, сущность, сходство, теория, форма, формализм, эксперимент и др.
-
Логический словарь-справочник Н.И. Кондакова: абстрагирование, абстракция, аксиома (аксиоматический метод), алгоритм, аналогия, взаимосвязь, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, гносеология, дедукция, закон, знак, знание, идея, инвариантность, индукция, информация, исследование, класс (не в смысле школьного класса), классификация, композиция, компонент, контекст, концепция, кортеж, логика, логическое и историческое, мера, метатеория, непосредственное знание, непротиворечивость, обобщение понятия, обратного отношения закон, общее понятие, объем понятия, определение понятия, особенное, отношение, оценка, параметр, понятие, постулат, правила определения понятия, синтез, признак, принцип, проблема, противоречие, процедура, содержание понятия, сравнение, структура, термин, тип, условие, факт и др.
-
Основные показатели качества информации
адекватность, репрезентативность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.
-
Адекватность информации - этоопределенныйуровеньсоответствиясоздаваемогоспомощьюполученнойинформацииобразареальномуобъекту, процессу, явлениюит.д. Вреальнойжизниврядливозможнаситуация, когдавысможетерассчитыватьнаполнуюадекватностьинформации. Репрезентативностьинформациисвязанасправильностьюееотборавцеляхадекватногоотражениясвойствобъекта. Важнейшеезначениездесьимеют: правильностьконцепции, набазекоторойсформулированоисходноепонятие; обоснованностьотборасущественныхпризнаковисвязейотображаемогоявления. Нарушениерепрезентативностиинформацииприводитнередкоксущественнымеепогрешностям.
-
Достаточность - (полнота) информации о предмете, процессе, явлении зависит от ее количества, подробности, всесторонности. Понятие полноты информации о предмете так же субъективно и относительно, как и понятие истины. Информацию даже о простейшем предмете невозможно исчерпать полностью. Всегда можно что-то добавить и уточнить. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения , так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений. Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. В информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователем форме.
-
Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи. Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.
-
Схема изучения литературы
общая характеристика издания; общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; беглый просмотр всего содержания; чтение в порядке последовательности расположения материала; выборочное чтение какой-либо части произведения; выписка представляющих интерес материалов. Каждый текст содержит не только новую информацию, но и некоторое количество ненужной (избыточной) информации. Для выявления главного в тексте его нужно сократить, опустив предложения и части предложений, несущие второстепенную информацию. Можно также изменить структуру предложения, объединить два или несколько предложений в одно.
-
Основные операции при структурировании
Анализ информации – преобразование документа (документов) с целью извлечения из него наиболее существенных сведений (компонент текста) – слов, фраз, фрагментов. Синтез информации – обобщение, объединение, оценка полученных в результате синтеза сведений с целью получения так называемых вторичных документов различного функционального назначения (аннотация, обзоры, рефераты, доклады и. д.).
-
Первичный и вторичный документ
Первичный документ – непосредственно содержащий результаты научной, технической, педагогической и иной деятельности. Вторичный документ – являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов.
-
Методы обработки научной информации
Голографичесикий анализ Контент-анализ Критический анализ Комплексный анализ Обзорный анализ Метод анализа Метод деконструкции Аксиоматический метод Метод апперципирования Диахроматический метод Аспектный анализ Герменевтический анализ Системный анализ Функциональный анализ
-
Использование аппарата ссылок и цитат
Ошибки простое переписывание; «пасьянс чужих мнений». Новизна исследования не может состоять в новом комбинировании уже написанного другими; обилие цитат как свидетельство о большой начитанности; делать сноски, приводить цитаты, касающиеся общеизвестных истин в науке
-
Использование цитат
цитировать определения для того, чтобы к ним присоединиться; цитировать определения для того, чтобы с ними поспорить; пересказать чужую мысль своими словами и только сослаться на источник; привести цитату потому, что какая-то мысль в ней точно сформулирована. Цитаты широко применяются в истории вопроса, но нежелательны в исследовательской части и совсем неуместны в выводах.
-
По содержанию ссылок и цитат следует обязательно эксплицитно выразить свое согласие или несогласие, сомнения и обосновать возражения. Пропозициональные установки типа: Ю.С. Степанов справедливо считает, что... или Нельзя не согласиться с ЕМ. Вольф, которая пишет: ... .
-
Примеры
… Управление, по мнению многих авторов, считается существенно важной деятельностью любой организации. Ю.Н. Клещевский в своей книге «Проблемы управления подготовкой в высшей школе специалистов для предпринимательской деятельности: экономико-организационные аспекты» (Кемерово, 1998. С. 7) пишет, что «существует объективная связь между качеством подготовки специалистов и эффективностью менеджмента образовательной деятельности, реализуемой на практике администрациями высших учебных заведений». … … Управление, с точки зрения всеобщей науки управления – кибернетики, представляет собой «…модель организации взаимодействия систем, которая организует и осуществляет упорядоченную передачу информации от одной системы (субъекта управления) к другой системе (объекту управления) для получения ответной информации, необходимой для эффективной адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды» [61, с. 54]. …
-
… В научной литературе можно встретить ряд определений термина «менеджмент»: совокупность принципов, методов и средств управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли [29, с. 4]; особый вид управленческой деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма [166, с. 20];
-
… Анализ существующих подходов к определению менеджмента образовательного учреждения содержится в работе Ворониной Е.В.. В ней приводится следующее определение: «Менеджмент в сфере образования – это динамичная система теоретического и практического взаимодействия, ориентированная на результат (повышение качества образовательных услуг, работы всех звеньев), направленная на удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды, а также на обеспечение оптимального функционирования и обязательного развития как отдельного образовательного учреждения, так и системы образования в целом» [22, с. 88]. На наш взгляд, это определение, как и ряд других, приведенных в этом параграфе, смешивает понятия «менеджмент» и «система менеджмента».
-
…Хотелось бы отметить выполненную в данном аспекте работу В.П. Симонова, определяющего педагогический менеджмент как «комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности» [143, с. 3]… …В другом случае, например в работе Крившенко Л.П. [68, с. 345] авторами приводится определение педагогического менеджмента как «научно-организованного управления со своеобразной иерархией: первый уровень – управление деятельностью педагогического коллектива, второй – управление деятельностью учащихся». Мы считаем, что … … В работе И.В. Гасс приводится следующее определение: «…» [25, с. 13–15]. Воронина Е.В., рассматривая управленческую деятельность, дает определение системы управления образовательным учреждением: «…» [22, с. 91]. Приведенные определения отличаются Примеры
-
Функции, выполняемые известной информацией
общее и детальное знакомство с темой исследования; классификация существующих позиций по проблеме исследования, сравнительный анализ точек зрения; признаков новизны темы исследования, определение целей и задач собственной диссертационной работы; обращение к другим авторам как средству дополнительной аргументации; выявление разработанности отдельных аспектов темы.
-
Слушание и восприятие информации
нерефлексивное рефлексивное Помогите говорящему раскрепоститься. Эмоционально поддерживайте его: «Да, да, я вас слушаю», «Понимаю» и т.п. Создавай ощущение свободы. Ваша поддержка не означает согласие, а означает лишь готовность понять другого. Слушая, старайтесь понять, а не искать изъяны и поводы для возражений. Не делайте оценок услышанного. Поищите то, что объединит с говорящим. Сопереживайте собеседнику. Попробуйте встать на его позицию и с этой точки зрения посмотреть на проблему. Именно так лучше поймете мотивы и эмоции говорящего. А это позволит глубже и точнее выявить смысл его речи. Будьте терпеливы. Не смотрите на часы, не прерывайте говорящего. Не пытайтесь выйти или уйти, не делайте нетерпеливых жестов, не читайте свои бумаги, не слушайте одновременно радио, не берите телефонную трубку.
-
нерефлексивное рефлексивное Постарайтесь не терять тему разговора. Не отвлекайтесь на специфические качества говорящего. Отделите человека от интересующей его проблемы. Слушайте внимательно, даже если говорящий вам неприятен. Задавайте вопросы иуточняйте. Убедитесь, что вы поняли все: «Правильно лия вас понял...», «Вы хотите сказать, что...» и т.д. Помните, что ничего нельзя сказать так, чтобы другой не мог исказить смысл услышанного. Сдерживайте свое раздражение или гнев, вызываемые услышанными словами. В таком состоянии вы не все поймете или придадите словам неверный смысл. Сами не говорите почти ничего. Трудно слушать, разговаривая или пытаясь комментировать то, что слышите.
-
Обзор научной информации, источников и публикаций по проблеме, их систематизация, группировка по отдельным аспектам проблемы позволяет выделить нерешенные вопросы, сформулировать задачи
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.