Содержание
-
«Развитие личностного потенциала ребенка в системе гуманистических отношений школьного сообщества»
Ковалева Ольга Борисовна, МОУ «СОШ №1» г. Миасса Челябинской области.
-
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,чем изменить каждого из них в отдельности»
Курт Левин
-
Цель: раскрыть значение изучения взаимоотношений в школьном сообществе для реализации цели воспитательной системы школы
Основная цель воспитательной системы:
развитие личности каждого ребенка на уровне его возможностей и создание условий для этого развития.
-
Задачи:
- рассмотреть основные параметры единого школьного сообщества и рассмотреть методику их изучения;
- создать модель совместной деятельности по формированию условий единого школьного сообщества у детей и взрослых;
- осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы.
-
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся. Ковалева О.Б.2. Формирование жизненных ценностей и приоритетов. Федорова Л.Ю.3. Параметры школьного сообщества3.1.Защищенность. Кадочникова О.Б. Власова Н.А.3.2. Активность. Кислюк С.Н.3.3. Сплоченность. Снегирева И.Ю.3.4. Успешность. Кучеренко Г.П.4. Выводы. 5. Принятие решения.6. Рефлексия Ковалева О.Б.
-
Школьное сообщество – единое сообщество детей и взрослых, главная составляющая «лица» школы, т.е. ее ведущая социально-психологическая характеристика.
-
Жизненные ценности – общественно значимые для личности социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс.
-
Защищенность – неосознаваемые психологические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
-
Уровень защищенности
1. В нашей школе каждый получит помощь и поддержку со стороны других.5. Школьники и учителя ведут себя тактично по отношению друг к другу.9. Школьники не дают друг другу оскорбительных прозвищ и не надсмехаются над недостатками.13. Учителя доброжелательны и справедливы17. Мне не страшно участвовать в общешкольных делах, потому что если что-то и не получится, то никто не будет смеяться
-
21. Каждый откликается на помощь и совет, если в этом есть необходимость.25. Другие школьники и учителя умеют подбодрить, если что-то не получается.29. Могут вступиться за тебя как за «своего»33. Помогают друг другу в школьных и затруднительных ситуациях.37. В школе я оказываю помощь как своим, так и новичкам
-
-
Активность – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
-
2. Каждый может высказать свое мнение при коллективном планировании и анализе6. Другие школьники и учителя прислушиваются к моему мнению.10. Школьники младших классов могут участвовать вместе со старшеклассниками в общешкольных делах.14. Школьники и учителя наравне участвуют в совместных делах.18. Я могу обратиться за помощью к любому учителю и школьнику.
-
22. Я с удовольствием общаюсь с ребятами моей школы.26. В присутствии других ребят я становлюсь активнее, проявляю свои способности и интересы.30. Все активно поддерживают полезные идеи и начинания.34. Школьники из других классов не подчеркивают преимуществ своего класса перед другими классами.38. Я знаю почти всех школьников нашей школы с первого по одиннадцатый класс.
-
-
Сплоченность – это один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе и его членов.
-
3. В школе проводится много интересных и значимых дел.7. В любом общешкольном мероприятии мы умеем быстро распределить обязанности11. В нашей школе я всегда найду себе дело по душе.15. Учителя и школьники слажено работают, умело взаимодействуют друг с другом19. Ученики и учителя заменяют друг друга в совместных делах при необходимости.
-
23. Каждый стремиться внести свой вклад в общее дело27. В школе есть негласные нормы и правила, которые выполняются как школьниками, так и учителями.31. В школе есть традиции, которые поддерживаются как учителями, так и школьниками.35. В совместных делах учителя участвуют со школьниками на равнее, не выказывая своих преимуществ.39. Если в совместном деле участвуют малыши, то старшие проявляют о них заботу.
-
-
Успешность - субъективное понятие. Для человека ценно то, что является предметом его устремлений. Для каждого успех - что-то своё, глубоко личное и вожделенное
-
4. В нашей школе есть интересные традиции.8. Я с удовольствием иду в нашу школу.12. Искренне радуюсь успехам школьников из других классов.16. Люблю «поболеть», когда школьники или учителя нашей школы участвуют в каких-либо соревнованиях и конкурсах.20. У нас в школе замечательные учителя
-
24. Я участвую с удовольствием в любых делах и мероприятиях в школе.28. Мне нравится, когда в общешкольных делах вместе участвуют школьники из других классов.32. Мне нравится, когда учителя участвуют наравне с учениками в проведении школьных дел.36. Мне нравится, когда я участвую вместе со старшеклассниками в школьных делах.40. Мне нравится, когда младшие школьники участвуют вместе со мной в общих мероприятиях.
-
-
Бальная оценка уровня развития школьного сообщества
- 5,0 балла – идеальный уровень развития единого школьного сообщества детей и взрослых.
- От 4,5 до 4,9 балла – очень высокий уровень развития единого школьного сообщества детей и взрослых.
- От 4,0 до 4,4 балла – высокий уровень развития единого школьного сообщества детей и взрослых.
- От 3,0 до 3,9 – средний уровень развития единого школьного сообщества детей и взрослых
- От 2,5 до 2,9 балла – низкий уровень развития единого школьного сообщества детей и взрослых
- Меньше 2,4 балла – очень низкий уровень развития единого школьного сообщества детей и взрослых.
-
-
-
-
Анкета социологического опроса родителей
1. Если бы пришлось заново выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в МОУ СОШ №1?
- Нет 5%
- Не знаю 15%
- Да 80%
-
2. Ваши дети сталкивались с фактами физического насилия в школе?
- Да (со стороны одноклассников) 15%
- Нет 85%
-
3.С какими фактами психологического насилия Ваши дети сталкивались в школе.
- Постоянные оскорбления 5%
Угрозы:
- Постоянная критика или высмеивание ребенка ( со стороны одноклассников, со стороны старшеклассников, со стороны учителей) 5%
- Демонстрация неприязни к ребенку 20%
- Предъявление к ребенку требований, несоответствующих его возрасту и особенностям 35%
Частое невыполнение обещаний данных ребенку:
- Не знаю 10%
- Не сталкивался 20%
-
4. Отношение родителей к школе.
-
В ходе проведения анкетирования родителей учащихся 11 класса МОУ СОШ № 1 о деятельности школы выявлены положительные стороны:
1. Большинство родителей считают пребывание своего ребенка в школе комфортным.2. Большая часть родителей знает свои обязанности; родители ознакомлены с Уставом образовательного учреждения.3. 80% родителей считают, что в школе создана надежная и безопасная обстановка.4. Родителей не удовлетворяет качество образования, получаемого их детьми. Это объясняется ЕГЭ, которые ребенок не планировал сдавать заранее, но придётся сдавать в этом году для поступления в ВУЗ.5. Родители получают полную информацию об успехах своего ребенка.
Выводы и рекомендации:
1.В классе установлено взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса.2.Опрос выявил необходимость привлекать родителей к активному участию в жизни ребенка и школы.
-
Решение педагогического совета:
1. Провести мониторинг развития классного сообщества в апреле-мае для планирования воспитательной работы на 2009-2010 учебный год2. Внести необходимые изменения в планирование работы школы с целью повышения уровня развития школьного сообщества3. Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на овладение и использование методов и приемов формирования единого школьного сообщества
-
Спасибо за внимание!
-
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: Союз, 2000. 2. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики//Национальный психологический журнал. – 2006. - №113. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПБ.: Речь, 2002.4. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом Нева, М: ОЛМА ПРЕСС Инвест, 2003. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994.5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Ось-89, 1999.6. Волошина Э. Мельникова М.Мне не страшно.//Учительская газета. – 2009.- №87. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. - СПб.: Каллиста, Тринадцатая нота, 2004.8. Глассер У. Школы без неудачников. М.:Прогресс,1991.9. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.:Питер, 2007.10. Еникеев М. И., Кочетков О. Л., Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 1997..11. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006 .12. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. /Под ред. И.В.Раввич-Щербо. М.: Педагогика, 1987.13. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.14. Психологический словарь/авт.- сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; Под общ. редакцией Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.15. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения - М. :Педагогика, 198616. Чепель Т.Л., Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников. – М.: Педагогика, 200817. Школы как Communities. Уровни бедности ученических "популяций". Позиции, мотивация и успеваемость учеников: многоуровневый анализ /Новые ценности образования. N 5. М.: Инноватор, 1995.18. Холл П. Community Education: ответы на нужды и трудности детей / Новые ценности образования. № 3. М.: Инноватор, 1995.19. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.