Содержание
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТЕРМИНА «ПРОФЕССИОГРАММА». ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ
-
АВТОРЫ:
Е. М. ИВАНОВА З. Ф. ЗЕЕР А. К. МАРКОВА
-
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ТЕРМИНА «ПРОФЕССИОГРАММА»
-
Е. М. ИВАНОВА
Профессиограмма – документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требования к носителю определенной информации.
-
ТИПЫ ПРОФЕССИОГРАММ
1.Информационные – предназначены для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес. 2.Ориентировочно-диагностические – служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы с требуемыми образцами. 3.Методические – направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание.
-
4. Диагностические – подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров. 5. Конструктивные – служат для совершенствования проектирования новых образцов техники, а также подготовка и организация труда самого персонала.
-
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОГРАММЫ
Профессия: Общие сведения о профессии; Перспективы развития профессии. 2. Процесс труда: Характеристика процесса труда; Сфера деятельности и вид труда; Продукция и орудие труда; Основные производственные операции и профессиональные обязанности; Рабочее место, рабочая поза.
-
3. Санитарно – гигиенические условия труда: Работа в помещении или на воздухе; Шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; Возможности производственных травм, профзаболеваний; Медицинские показания; Льготы и компенсации. 4. Психофизиологические требования к профессии: Требования к эмоционально-волевым качествам человека; Требования к деловым качествам человека; Требования к особенностям восприятия, памяти, мышления, внимания.
-
5. Профессиональные знания и навыки. 6. Требования к подготовке и повышению квалификации кадров: Формы, методы и сроки профессионального обучения; Перспектива профессионального роста.
-
Э. Ф. ЗЕЕР
Профессиограмма – описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
-
ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ
Образовательно-ориентированное – строится на идее о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Проспектированное – отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала.
-
ПРОСПЕКТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОГРАММА
1. Паспорт профессии: Тип профессии и ее отраслевая принадлежность; Уровень образования и ступени (категории) квалификации; Смежные специальности и профессии; Социально-профессиональные ограничения. 2. Подготовка кадров: Формы и уровни профессионального образования и подготовки кадров; Уровень получаемой квалификации; Перспективы профессионального роста и карьеры.
-
3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления: Функции; Конкретные виды деятельности; Типовые профессиональные задачи; Профессиональные умения. 4. Санитарно-гигиенические условия труда: Режим труда; Нервно-психическая напряженность; Сенсомоторная и перцептивная сферы; Медицинские противопоказания.
-
5. Проспектированная психограмма: Ведущая деятельность; Основные подструктуры субъекта деятельности: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества (ключевые квалификации); профессионально значимые психофизиологические свойства; Психологическая характеристика каждой подструктуры личности.
-
А. К. МАРКОВА
Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
-
ВИДЫ ПРОФЕССИОГРАММ
Комплексная – учитывается широкий круг характеристик, а также указываются предмет, цели, способ и т.д. Аналитическая – рассматриваются обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. Психологически ориентированная – описание внешней (фотография рабочего дня) и внутренней (психические состояния) картины труда.
-
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОГРАММЕ
Четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека). Выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности. Демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии. Показ возможных перспектив изменения в самой профессии.
-
5. Направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.). 6. Выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств, а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
-
ВЫВОД
Все три автора описывают профессиональную деятельность, выделяя при этом функции, обязанности, задачи, операции; выделяют различные типы профессиограмм.
-
Зеер и Маркова выделяют важное понятие – психограмма( это описание качеств человека необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности). Однако Зеер делает акцент на мотивационную, волевую и эмоциональную сферу специалиста, т. е. психологический портрет профессии. В отличии от других авторов Зеер отмечает основные подструктуры субъекта деятельности ( профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества и др.)
-
Также существуют различия в определении профессиограммы: Иванова определяет ее как документ, Зеер – как описание, Маркова – как характеристику.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.