Содержание
-
Гигиена труда и отдыха
Подготовила и провела: Тихомирова Т.Е. 2010 год
-
Цели и задачи:
Узнать, что такое гигиена? Какой бывает гигиена. Познакомится с биологическими ритмами человека. Узнать индивидуальный биологический режим на несколько дней.
-
Гигие́на (от греч.υγιεινός — «целебный») — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
-
Происхождение слова
Термин «гигиена» происходит от греческого слова υγιεινός — целебный, приносящий пользу. Происхождение его связывают также с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи, дочери Эпионы и Асклепия (в римской мифологии Эскулапа), которая изображалась в виде красивой девушки, держащей на руках чашу, обвитую змеёй. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала её. Чаша со змеёй сохранилась до сих пор как эмблема медицины.
-
Основные задачи гигиены
изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных социальных, бытовых, производственных и иных факторов. научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.
-
Гигиена и экология
Факторы окружающей среды можно разделить на природные и антропогенные, то есть возникающие в результате деятельности человека. В настоящее время многие врачи обращают особое внимание на экологические антропогенные факторы, в существенной мере определяющие здоровье человека. Появилось даже особое направление — экогигиена.
-
Гигиена питания - это наука о закономерностях и принципах организации рационального питания здорового и больного человека.
Основные задачи гигиены питания: определение нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии; разработка требований к качеству пищевой продукции и рекомендаций по употреблению различных групп пищевых продуктов в зависимости от возрастных, социальных, географических и экологических факторов, режиму и условиям питания; регламентация мероприятий по санитарно-эпидемиологической (гигиенической) экспертизе качества и безопасности пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов.
-
Коммунальная гигиена -
- раздел гигиены, изучающий влияние факторов окружающей среды на здоровье и условия жизни населения. На основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и благоприятных условий жизни населения.
-
Гигиена детей и подростков -
раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в школах, профтехучилищах и детских учреждениях.
-
Гигиена физической культуры и спорта -
раздел гигиены, изучающий взаимодействие организма людей, занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.
-
Гигиена физической культуры и спорта включает следующие разделы:
личная гигиена; закаливание; гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями; вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.
-
-
-
Личная гигиена -
имеет для человека особое значение. Это, прежде всего, правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой, сбалансированное питание, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся также гигиенические требования к содержанию тела, к белью, одежде, жилищу, приготовлению пищи и так далее. Соблюдение этих правил и требований способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
-
Эти правила нейтрализуют воздействующие на организм факторы: Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты. Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п. Химические — химические элементы и их соединения. Эти правила нейтрализуют воздействующие на организм факторы: Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты. Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п. Химические — химические элементы и их соединения.
-
Гигиена труда или профессиональная гигиена -
- раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.
-
Все вредные производственные факторы делятся на следующие группы:
- физические факторы: особенности воздушной среды (температура, влажность, движение воздуха); электромагнитные поля; ионизирующие излучения; производственный шум; вибрация; пыль; освещение. - химические факторы, в том числе вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом (антибиотики, витамины, белковые препараты). - биологические факторы: патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах. - факторы трудового процесса: физическая тяжесть труда – нагрузка на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы человека, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие); напряжённость труда – преимущественно на ЦНС и органы чувств.
-
Все условия труда подразделяются на 4 класса.
1. Оптимальные условия – при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
-
2. Допустимые условия труда – уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения состояния организма исчезают за время отдыха или к началу следующей смены. Они не должны оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье в ближайшем и отдалённом периоде.
-
3. Вредные условия труда – вредные факторы превышают нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающих или их потомство. По степени превышения гигиенических нормативов вредные условия труда подразделяются на 4 степени. 1-я степень – отклонения уровней вредных факторов вызывают изменения в организме, исчезают через большее время, чем к началу следующей смены. 2-я степень – производственные факторы вызывают признаки или лёгкие формы производственных заболеваний после продолжительной экспозиции (не менее 15 лет работы). 3-я степень – превышенные уровни вредных факторов приводят к развитию лёгких и среднетяжёлых профессиональных болезней в период трудовой деятельности, росту хронической патологии. 4-я степень – условия труда, при которых могут возникнуть тяжёлые формы профессиональных заболеваний и высокая заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
-
4. Опасные условия труда – воздействие производственных факторов в течение смены создают угрозу для жизни, высокий риск острых профессиональных поражений. Производственные факторы, в зависимости от их интенсивности могут вызывать у работающих профессиональные заболевания или отравления. Их симптомокомплекс специфичен. Все эти заболевания этиологически связанны с профвредностью и не возможны вне действия профессионального вредного фактора.
-
Биологические ритмы организма
-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ОРГАНИЗМА
Все живые существа на Земле - от растений до высших млекопитающих - подчиняются суточным ритмам. У человека в зависимости от времени суток циклически меняются физиологическое состояние, интеллектуальные возможности и даже настроение. Ученые доказали, что виной тому колебания концентраций гормонов в крови. В последние годы в науке о биоритмах, хронобиологии было сделано многое, чтобы установить механизм возникновения суточных гормональных циклов. Ученые обнаружили в головном мозге "циркадный центр", а в нем - так называемые "часовые гены" биологических ритмов здоровья.
-
ХРОНОБИОЛОГИЯ - НАУКА О СУТОЧНЫХ РИТМАХ ОРГАНИЗМА
-
ГЛАВНЫЙ "ДИРИЖЕР" БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ – ЗДОРОВЬЕ
Биологические ритмы или биоритмы – это периодические изменения характера и интенсивности протекания биологических процессов под влиянием внутренних и внешних факторов.
-
Биоритмы человека
Человек, как биологический объект, подвержен влиянию биологических ритмов в полной мере. Биоритмы воздействуют на все аспекты его жизнедеятельности: активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества. Согласно биоритмике, наиболее значимыми для человека являются физический, эмоциональный и интеллектуальный биологические ритмы. Каждый из этих ритмов проходит через три различные фазы, определяющих высокий, низкий и критический уровни биоритма и общее состояние человека.
-
Высокий уровень: как правило, свидетельствует о пике таких возможностей организма как жизненная сила, выносливость, острота зрения, сексуальное влечение, эмоциональное возбуждение, острота переживаний, способности к запоминанию, интуиции и т.п. Степень проявления этих качеств зависит от ситуации и обстоятельств. Так, высокий эмоциональный цикл может сигнализировать о периоде творческой активности актера или художника, подобно высокому уровню в физическом цикле спортсмена. С другой стороны, высокое эмоциональное состояние в условиях, требующих спокойствия, может привести к стрессу и проблемам. Например, в такие дни профессионального водителя может потянуть на «лихачество» и неосторожное поведение на дороге.
-
Низкий уровень: общая характеристика низких значений биоритма не обязательно прямо противоположна их максимуму и не должна рассматриваться как нечто «плохое» или негативное. Такие дни предполагают более низкий уровень потенциальной энергии и их следует использовать для отдыха и восстановления жизненных сил.
-
Критические дни: в общем, календарь критических дней основан на паре ключевых слов: отклонение и нестабильность. Здесь «отклонение» следует понимать как «уход от стандарта». Исследования биоритмов указывают, что в критические дни часты случаи, когда поведение человека и его действия отличаются от обычных для него. Пример: обычно вежливый человек внезапно становится вспыльчивым и грубым с окружающими в критический день эмоционального биоритма. Еще пример: энергичный и харизматичный человек, этакий «живчик», вдруг становится вялым и жалуется на усталость в критической день его физического биоритма.
-
Физический биоритм
Иногда по утрам мы с трудом может вытащить себя из постели, а другой раз, едва проснувшись, можем кувырком пойти за своим кофе. Так проявляет себя физический биоритм, который влияет на силу, выносливость, координацию, скорость реакции, уровень иммунитета, скорость регенерации и общее физическое состояние. При высоком уровне этого биоритма человек находится в хорошей физической форме, при низком уровне – олимпийских рекордов ему не побить. Период физического биоритма составляет 23 дня.
-
Эмоциональный биоритм
Эмоциональный биоритм длится 28 дней. Для этого цикла очень легко запомнить период наступления критических дней, так как они всегда приходятся на тот - же день недели, в который Вы родились. Первый полупериод (14 дней) хорош для любой творческой деятельности, но в критические дни возможны эмоциональные вспышки, о которых Вы впоследствии можете пожалеть. Как только Вы осознаете это, Вам будет гораздо легче сохранять спокойствие при низком уровне эмоционального биоритма!
-
Интеллектуальный биоритм
Интеллектуальный биоритм, самый длительный из трех, имеет период 33 дня и влияет на умственные способности человека. Исследователи биоритмов сосредоточили свое внимание именно на этом биоритме, что вполне понятно, поскольку многое еще предстоит сделать, чтобы помочь человеку понять и в полном объеме использовать свои умственные способности.
-
Практическая работа: «Определение соотношения биоритмов»
-
На рабочем столе находим ярлык «Как понимать биоритмы»; Открываем его, двойным нажатием мышки; Переходим вниз старицы и нажимаем «Расчет биоритмов»; Вводим в адресную строку: andersen@ellink.ru Вводим дату рождения и нажимаем «расчет биоритмов».
-
Подведение итогов мероприятия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.