Содержание
-
Профилактика наркомании в воспитательном процессе школы
-
Профилактика - единственный способ борьбы с наркозависимостью
-
«Учись доброму, так худое и на ум не пойдет»
Стратегический приоритет первичной профилактики -создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья , т.е. освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
-
Цель первичной профилактики
Цель первичной профилактики-воспитание психически здорового, личностно развитого человека
-
Цель профилактической программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков.
Смысл профилактической деятельности современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию.
Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил
-
Важные элементы климата школы
- Выявление потенциальных возможностей учеников;
- Установка четких правил и их последовательное соблюдение;
- Соблюдение дисциплины;
- Сохранение высокого качества образовательного процесса;
- Сохранение здания школы в хорошем состоянии;
- Составление четкого режима работы.
- Поддержка участия учеников и родителей в жизнедеятельности школы;
- Проявление поддержки со стороны учителей;
- Выражение позитивных ожиданий в отношении учеников.
-
Эффективные и неэффективные программы:
-
Важно
- В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей.
- Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни.
- Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей
-
Методические принципы:
-
Комплексный характер
- вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса
-
Актуальность
- содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление
-
Опережающий характер
- целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию
-
Конструктивно-позитивный характер
- не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию – важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой
-
Принцип запретной информации
- полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения)
-
- главное требование организации профилактической работы -максимальное исключение возможности обратного эффекта — “повышенного интереса", т. е. сообщаемая информация не должна вызывать “поисковой активности" ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов.»
-
Содержание профилактической деятельности учителя
Содержание профилактической деятельности учителя: основные направления и формы работы
-
Условия формирования устойчивости к наркогенному воздействию
- развитие общих механизмов эффективной социальной адаптации, альтернативные наркотизации (ребенок может реализовывать свои социальные потребности, не прибегая к наркотизации)
- осознание личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма
-
Логика построения профилактических программ
Логика построения профилактических программ основана на формировании у ребенка прежде всего:
- навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);
- эмоционального неприятия “наркотических" форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на “жалких" не престижно);
-
- осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
- собственная жизненная позиция, позволяющая формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к “суррогатам" общения в виде сигареты, рюмки;
- умение отстаивать свою точку зрения в любой ситуации
-
Цель профилактических мероприятий:
- создать личный иммунитет против приема первой дозы, вызвать отвращение ко всем видам и формам приема наркотических веществ, причем не только на уровне понимания, знаний и умений, но на уровне ощущений, эмоций, идущих из подсознания через введение элементов ненавязчивого воздействия на сознание иподсознание ребенка в процессе каждодневной педагогической деятельности, в процессе обучения и воспитания.
-
Профилактическая работа с младшими школьниками:
-
Правила работы с младшими школьниками:
- Профилактическая работа в это время не должна вестись “в лоб"- не должна содержать негативные примеры и ситуации, незнакомые детям. Отталкиваться нужно от того опыта, который имеют дети;
- Беседами добиться усвоения желательного поведения нельзя, т. к. у ребенка нет опыта “нездоровья", который имеют большинство взрослых ;
- Основной формой организации педагогической профилактики для младшего школьного возраста является игровая: конкурсы, ролевые игры, соревнования. Через игру у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение.
-
Педагогическая профилактика зависимого поведения у младших школьников:
Цель-адаптация учащихся к школе
Задачи:
- Налаживание взаимодействия школы и семьи
- Оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе
- Формирование традиций в каждом конкретном классе:празднование дней рождений детей, общепринятых праздников (Новый год, День учителя и т.д.), специфических праздников для данного класса, школы, города, совместные поездки на природу, походы в театры, на выставки
- Формирование у детей здорового образа жизни.
-
Профилактическая работа с подростками
-
Задачи профилактической работы с подростками
- уметь выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу, уметь находить наиболее гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками;
- научиться содержательному проведению досуга; участвовать и организовывать развивающие игры;
- научиться практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации;
- осознать негативные последствия приема наркотиков для здоровья, душевного благополучия, разрешения школьных и внутрисемейных проблем;
- определить скрытые мотивы приема наркотиков;
- научиться поведению в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ; уметь применять способы отказа от наркотиков;
- распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных и способах общения с ними.
-
Для повышения эффективности профилактической работы педагог должен понимать:
- Наиболее эффективный ,с точки зрения профилактики, специалист – учитель;
- Школа имеет наибольшие возможности в профилактике наркомании;
- Наркоманами становятся дети разных родителей – любого положения; образования, личных качеств и профессий;
- Если в семье есть наркоман, то это тщательно скрывается .
-
Педагог должен знать:
- Влияние личного примера и личные отношения с учеником имеют огромное значение;
- Факторы риска наркозависимости;
- Факторы защиты от наркозависимости;
- К кому, куда можно обратиться родителям в случае подозрений;
-
Педагог должен уметь:
- Чётко заявлять и обосновывать своё отношение к наркотическим веществам и людям, их употребляющим;
- Эффективно общаться;
- Обсуждать с детьми моральные ценности;
- Определить по внешним и поведенческим признакам, что в жизни и в состоянии ребёнка произошли изменения;
- Выбрать тактику общения с ребёнком, вызывающим беспокойство;
- Корректно сообщать о своих наблюдениях родителям и направить в специализированные учреждения.
-
В результате эффективной профилактической работы подросток понимает:
- Все наркотики – это сильнодействующие яды;
- Каждый человек имеет право сказать “НЕТ" как другим, так и самому себе;
- Наркомания – неизлечимая болезнь на всю жизнь;
- На каждого человека сильно влияет его окружение.
-
Подросток знает
- Сильные и слабые наркотики – условное деление ;
- Как может оказываться на него психологическое давление;
- Способы и правила отказа;
- Зависимость может возникать даже после однократного употребления наркотика;
- Каждый может сам влиять на своё окружение.
-
Подросток умеет:
- Отличать ситуацию предложения наркотиков от менее опасной (например, предложение “покурить травку" от предложения “покурить");
- Сказать “нет" на предложение друзей, если то, что они предлагают, не соответствует собственному желанию;
- Сопротивляться давлению;
- Обращаться за помощью;
- Продумывать все “за" и “против" перед тем, как сделать выбор;
- Вести себя уверенно и неагрессивно;
- Чётко формулировать свою позицию.
-
Выбери свободу
-
-
МУ СО ППМС-центр «Истоки» г. Тихорецкапедагог-психолог Бурханова Елена Федоровна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.