Содержание
-
Воспитатель: Терентьева И.Ю. Доклад«Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС»
-
Актуальность
заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
-
Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека». «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину». Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней – школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
-
Цель экологического образования: на сегодняшний день очень важно формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
-
Задачи экологического воспитания: 1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; 2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе; 3. Осознание своего собственного «Я» как части природы; 4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
-
Экологическое образование дошкольников в рамках ФГОС.
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовались через разные виды деятельности ребенка?
-
Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
-
Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений.
-
Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого – с другой. Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом.
-
Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
-
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
-
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
-
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
-
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:
• Научность – формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения. • Доступность – крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. • Гуманистичность – экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. • Прогностичность – формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
-
Деятельностность– экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Целостность – этот принцип отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Конструктивизм – педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. Регионализм – формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территории, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком. Сквером, лесом, озером. Системность – формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. Каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего.
-
Преемственность – упорядоченность, реализация принципа системности, обработка системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка. Интеграция – необходимость экологизации (включение экологических аспектов во все образовательные предметы) всей деяткельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.
-
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
-
Формы и методы работы:
Сюжетно – ролевые и дидактические игры. Наблюдения в природе. Экологические игры. Экскурсии. Экологические занятия. Интегрированные занятия. Чтение детской художественной литературы. Экологическая тропа. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. Просмотр фильмов о природе. Лаборатория юного эколога (проведение опытов, рассматривание коллекций). НОД в уголке природы. Прогулки на участке детского сада и за его пределами. Экологические выставки. Создание книг – самоделок. Экологические развлечения и праздники. Экологические акции. Беседы с детьми на экологические темы. Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.