Содержание
-
План по самообразованию «Формирование познавательного интереса ребёнка в опытно-исследовательской деятельности»
-
«Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.»В.Сухомлинский
«Что я слышу – забываю. Что я вижу – помню. Что я делаю – я понимаю.» Конфуций
-
Познавательно- исследовательский проект«Весёлый огород»
Проект: долгосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский. Участники проекта: дети подготовительной коррекционной группы, родители и педагогический коллектив учреждения. Актуальность проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
-
Цель проекта: создание условий стимулирующихинтерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
-
Задачи: Расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений. Учить правильно, ухаживать за растениями. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Развивать познавательные и творческие способности детей. Продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Правильно отображать наблюдения в рисунке. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
-
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени и огурцов, выращенных самими дошкольниками. Для реализации проекта был разработан план: Выбор актуальной темы. Определить цели и задачи по выбранной теме. Привлечь специалистов для реализации разделов проекта. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала. Включить в план – схемы занятий, игры, развлечения и другие виды деятельности. Разработать домашние задания на лето. Итог проекта – праздник «Весёлый огород» для детей и взрослых
-
Предполагаемый результат: Закрепление и расширение знаний о родном крае и культурных огородных растениях. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности. Дети увидели многообразие посевного материала. Экспериментальным путём выяснили, как из семян появляется плод. У детей формируется уважительное отношение к труду, бережное отношение к растительному миру. Расширение связей специалистов в ДОУ. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса. Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы. Сроки реализации проекта: с января по октябрь.
-
Этапы работы над проектом. 1.Подготовительный этап. Определили цели и задачи проекта. Сбор информационного материала. Создание условий для работы в огороде на окне. Составление плана мероприятий по организации детской исследовательской и трудовой деятельности. С помощью родителей собрали коллекцию семян. Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда. Сделали подборку дидактических игр, художественной литературы.
-
2. Исследовательский этап. Дети под руководством воспитателей посадили семена кресс салата, огурца, перца, помидор, укропа. Были проведены следующие опыты: - наблюдение за ростом корневой системы лука в воде; - проращивание семян кресс салата через ткань; - проращивание семян гороха, бобов в вате между призрачными плоскостями. Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки. В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему. Проводились коррекционно-развивающие занятия, беседы по данной теме.
-
3.Эстетический этап. Воспитатели с детьми оформили огород на подоконнике в колорите русской деревни: бревенчатый дом, колодец, пугало Ванятка, хозяин дед Лукьян и хозяйка бабушка Лукерья. А ещё на нашем огороде поселилась Марфа Морковкина и Свёкла Свеколкина. 4.Заключительный этап. Коллектив группы (воспитатели и дети) собрали урожай огурцов, лука, салата, укропа, помидор. Дети с большим удовольствием пробовали овощи и зелень, выращенные своими руками. Все этапы проекта фотографировались и оформлены в виде презентации «Весёлый огород». Была организована выставка детских работ. Совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели праздничное мероприятие «Весёлый огород». Родители поделились летними наблюдениями и показали свои домашние задания.
-
Этапы реализации проекта 1 этап - подготовительный
-
2 этап – основной
-
-
-
-
-
-
3 этап-заключительный
-
Критерии к диагностической карте по формированию познавательного интереса у детей в опытно-исследовательской деятельности Имеет представление о растениях огорода. Называет этапы роста растения. Умеет вести наблюдение. Делать зарисовки с помощью взрослого. Умеет ухаживать за растениями. В работе проявляет трудолюбие. Обогащение словарного запаса. Умеет различать и называть семена различных овощных культур. Умеет называть части растения. Знает условия необходимые для роста растений.
-
Оценка результатов деятельности Высокий уровень Ребёнок самостоятельно называет большинство растений огорода. Рассказывает, как из семян вырастает растение. Без помощи взрослого может рассказать, как правильно ухаживать за рассадой на окне, и растениями в огороде. Узнаёт растение, называет его основные части. Умеет вести наблюдение, может сравнить растения, найти сходство и различие во внешних признаках. Самостоятельно, по плану- схеме, может составить описательный рассказ о растении. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к выращиванию зелени и рассады овощей на подоконнике. Умеет замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Средний уровень Ребёнок самостоятельно называет несколько растений огорода. С помощью взрослого рассказывает, как правильно ухаживать за рассадой на окне, и растениями в огороде. Основные части растения называет с помощью взрослого. Испытывает затруднение в составлении описательного рассказа о растении. С помощью взрослого находит сходство и различие во внешних признаках растения. Связи между растением и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Практические умения и навыки ухода сформированы недостаточно. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет. Низкий уровень Ребёнок называет 2-3 растения. Без помощи взрослого затрудняется рассказать об уходе за посадками на окне. Основные части растения назвать затрудняется. Не замечает изменений в росте растений. Представление об особенностях строения растений, условиях их роста неустойчивы. Интереса нет или он ситуативен. Желания ухаживать за растениями нет.
-
Сводная таблица уровня достижения детьми планируемых результатов динамики формирования познавательного интереса в опытно – исследовательской деятельности
-
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями. Спланированная работа и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень. Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребёнка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребёнок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно осваивать новые способы.
-
Е.Емельянова Исследовательская деятельность детей. Ребёнок в детском саду. Журнал Дошкольное воспитание№6, 2007. И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир Детское экспериментирование. Г.П.Тугушева А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Ресурсы интернета. Используемая литература
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.