Содержание
-
Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом развитие дошкольника
Подготовила: Кобзарь Н.Ф.
-
Роль экологического образования ребенка
Огромная роль в процессе образования детей отводится экологическому образованию. На сегодняшний день владение экологической культурой, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
-
Экологическое сознание выполняет важные функции:
Просветительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
-
Экологическая культура
Экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются: - интерес к природе и проблемам ее охраны; - знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; - нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; - экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде; - мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
-
Экологический личный опыт ребенка
- наблюдения различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; - первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); - выполнения предложенных воспитателем правил поведения; - общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; - эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; - ощущения потребности в знаниях экологического содержания; - бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; - наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
-
Цель и результат экологического воспитания
Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно- ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными: эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом.
-
Среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
Познавательному развитию ребенка создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов.
-
Оздоровлению ребенка использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе. Формированию нравственных качеств ребенка создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
-
Формированию экологически грамотного поведения навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе. Экологизации различных видов деятельности ребенка условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.
-
Познавательно-исследовательская деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию. Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.
-
Способы осуществления познавательно-исследовательской деятельности
Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками. Наблюдение – сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся. Также наблюдение включает и интерпретацию, осмысление получаемой информации.
-
Метод экспериментирования
В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы. Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, включающее их преобразование и поисковые действия детей. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. Осуществляемые им практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
-
Детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
-
Вывод
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Педагогам и родителям следует, заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе. Специально организованная экологическая среда в группе помогает решать множество задач воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок познаёт, стремится охватить как можно больше в окружающей его действительности и задача воспитателя – помочь ему это сделать.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.