Содержание
-
Презентация опыта работы«Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»Подготовила: Васильева Наталья Ивановна, воспитатель средней группы МБДОУ ДС № 456
-
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
-
Актуальность темы
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.
-
Цель работы:
Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
-
Деятельность –специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
-
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
-
Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
-
МБДОУ ДС № 456 Комитет по делам образования г.Челябинска Взаимодействие с социальными институтами УМКУ ЦОДОО Структурное подразделение Тракторозаводского района Центр детский экологический г.Челябинска Детская библиотека №4 Челябинский государственный краеведческий музей ЧГПУ Факультет естественно-технологический Кафедра ботаники, экологии и методики обучения биологии
-
Образовательные программы, используемые в учебно-воспитательном процессе Образовательная деятельность по экологическому воспитанию реализуется посредством освоения образовательных областей основной образовательной программы МБДОУ ДС №456 «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», с учётом программы Николаевой С.Н. «Юный эколог»: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2002.
-
Новизна опыта
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Проектно-исследовательский метод работы с детьми, позволяет заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имеет возможность усложнения.
-
Принципы организации проектно-экспериментальной деятельности Принцип учёта возрастных особенностей детей Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей Принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей Принцип психологической комфортности – создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия образовательного процесса Принцип доступности, опирающийся на психические особенности детей Принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность Принцип непрерывности – обеспечивает преемственные связи между дошкольным учреждением и начальными классами общеобразовательной школой.
-
Этапы освоения проектных действий Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей) Определение взрослым цели проекта, его мотивация Привлечение детей к участию в планировании деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («деление вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата
-
Направления работы воспитателя:
экологизация видов деятельности дошкольников в группах; выполнение заданий: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки; выполнение отдельных экологических проектов; создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала и т.д.; подбор растений и уход за ними (совместно с детьми); работа с родителями ; проведение мониторинга; участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.
-
Блоки реализации проектно-исследовательской деятельности СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ФОРМЕ НОД Взрослый всегда инициатор активности детей: он ставит перед ними задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных задач, педагог варьирует конкретные материалы, опираясь в их отборе на склонности детей СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Воспитатель вовлекает детей в деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею, либо подключается к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри, как равный партнер. Сюда включаются разнообразные формы активности - чтение книг и беседы о прочитанном, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций к книгам и репродукций, совместная со взрослым сюжетная игра, рисование, лепка… САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивает возможности саморазвития ребенка. Функция воспитателя в этом блоке - создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребенку выбор активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер.
-
«Мой город» «Волшебный росток» «Наш веселый огород» «Осень» «Птицы», «Транспорт» «Здоровей-ка» «Южный Урал» «Моя семья» «Моя семья» «Без мусора» Реализуемые проекты
-
НОД с элементами экспериментирования:
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса; Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи); Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления; Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий; Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы; Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
-
-
Алгоритм организации детского экспериментирования
Видеть и выделять проблему. Принимать и ставить цель. Решать проблемы. Анализировать объект или явление. Выделить существенные признаки и связи. Сопоставлять различные факторы. Выдвигать гипотезы, предложения. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Осуществлять эксперимент. Делать вывод.
-
Формы фиксации опытов и экспериментов.
Календарь погоды. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении). Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно-ролевые игры. Картинки, фотографии, схематические зарисовки. Отдельные буквы и слова. Циферблаты. Схематическое зарисовывание. Использование условных знаков. Планы-схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки-прогнозы. Запись воспитателя.
-
Создание экологической развивающей среды
Зона коллекций: предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам; Зона экспериментирования: создана в группе для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований; Огород на окне: создан для наблюдений за ростом растений: Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук; Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в группе действует уголок природы, для закрепления знаний широко используются дидактические игры.
-
Результативность
В результате проделанной проектно-исследовательской работы, дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.