Содержание
-
Занимательные финансы в ДОУ
Подготовила: ст.воспитатель Позднякова Н.В. 2020
-
Нормативные документы
1. Ф.З. Российской Федерации «Об Образовании» 2. Ф.З. «Об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.» 3. Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249 4. СанПин от 15.05.2013 г.
-
Цель и задачи программы
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детского сада. Задачи: Образовательные: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; Раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначении; Подготовить к принятию своих первых финансовых решений; Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
-
Научить соотносить понятия надо, хочу, могу; Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; покупать, тратить, расходовать, транжирит; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить; Способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе; Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
-
Цели и задачи программы
Воспитательные: Активизировать коммуникативную деятельность детей; Стимулировать интерес к изучению мира финансов; Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; Способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
-
Принципы и подходы к формированию программы
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей и рассчитана для старшей и подготовительной группы. Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети еще не готовы к правильному восприятию финансово-экономических терминов. Тем самым, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой. Основополагающей идеей программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды. Программа соответствует принципу развивающего обучения и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
-
Взаимодействие с родителями
Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Программа предусматривает активное приобщение к образовательному процессу (родительский клуб, семейные проекты, обмен опытом, участие в праздничных мероприятиях, играх, интерактивных театральных миниатюрах, обучающих сказках).
-
Планируемые результаты
Личностные результаты: В итоге освоения Программы дошкольник сможет: Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой; Четко осознавать, что труд- основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо- сидеть без дела; Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; Осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
-
Практические результаты:
Освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним; Научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; Освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр. Заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться) которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
-
Формы, методы и средства реализации Программы
Игровые – игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные театральные мини-постановки; Словесные – беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение; Наглядные – наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций; Практические – исследования, экспериментирование.
-
Средства реализации программы
Методическое обеспечение: Играем вместе; Мини-спектакли; Рассуждаем и решаем; Читаем и обсуждаем; Говорим с детьми о финансах; Книжки-раскраски; Приложения для работы с родителями.
-
Тематический план
Тема 1. Без труда нет жизни на земле Труд основа жизни; Работать и зарабатывать; Все работы хороши, выбирай на вкус; Творческое занятие; Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны Как придумали деньги; Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся; Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка; Где живут деньги.
-
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваемся - потребности и желания; - Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика» - Где покупают и продают разные товары; - Наша мастерская; - Стоимость и цена товара; - Выгодно-невыгодно; - Русская ярмарка. Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим - Тратим разумно, экономим; мини-спектакль «Хочу и могу»; Копим и сберегаем; Мини-спектакль «Мишкина копилка»; Творческое занятие «Наша мастерская»; Мини-спектакль День рождения»
-
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги Занимаем и одалживаем; Долги; Заплатить долг скорее, так будет веселее; Мини-спектакль «Долг платежом красен» Тема 6. Учимся планировать Все по плану; Ставим цели; Сделал дело-гуляй смело; Мини-спектакль «Все по плану!» Тема 7. Богатство и бедность Хочу купить всё! Наше богатство; Жадность; Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность; Мини-спектакль «Бережливые друзья»
-
Программа реализуется в течении года, состоит из 36 занятий, периодичность занятий 1-2 в неделю Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.