Презентация на тему "Адаптация первокурсников в вузе"

Презентация: Адаптация первокурсников в вузе
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Адаптация первокурсников в вузе" по педагогике, включающую в себя 20 слайдов. Скачать файл презентации 0.08 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Адаптация первокурсников в вузе
    Слайд 1

    Адаптация первокурсников к учебно-воспитательному процессу в вузе

    Учебно-научная лаборатория педагогики и психологии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    План:

    1. Психологические особенности юношеского возраста. 2. Куратор – профессиональная роль преподавателя. 3. Тренинг как одна из форм работы со студенческой группой. 4. Практикум.

  • Слайд 3

    Ведущие потребности юности:

    потребность в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологическая поддержка и защита, потребность в достижениях.

  • Слайд 4

    Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются:

    самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность.

  • Слайд 5

    Начало студенческой жизни — серьезное испытание для большинства студентов. Им необходимо:

    принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям и повседневным обязанностям, приобщиться к профессии.

  • Слайд 6

    И. С. Кон понимал под АДАПТАЦИЕЙ процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации. В. Т. Хорошко, Р. Р. Бибрих и другие считают, что под АДАПТАЦИЕЙ следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и личностной характеристик студента, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту.

  • Слайд 7

    Таким образом, адаптация — это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.

  • Слайд 8

    В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе:

    В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация — это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение.

  • Слайд 9

    Куратор - профессиональная роль, можно сказать одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Кураторская работа – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в учебе и в других студенческих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

  • Слайд 10

    Основные задачи и направления деятельности куратора

    Психолого-педагогическая диагностика: изучение личности студента, его потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении; Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода студентов–первокурсников; Работа по развитию коммуникативных умений и навыков; Работа по созданию благоприятной атмосферы в студенческом коллективе как условии нравственного развития учащихся; Работа по развитию национальной толерантности - организация воспитывающей единой комфортной среды; Работа по развитию культуры учебного труда - организация и руководство процессом овладения профессиональными знаниями по избранной специальности Помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и профессиональной сфер личности.

  • Слайд 11

    Стили общениякуратора со студенческой группой:

    Общение-устрашение. Негативная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней куратора. Общение-дистанция. В этом случае в отношениях куратора и студентов прослеживается дистанция во всех сферах совместной деятельности. Общение-заигрывание. Данный стиль характерен для молодых кураторов, стремящихся к популярности. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Общение на основе высоких профессиональных установок куратора, его отношения к педагогической деятельности в целом.

  • Слайд 12

    Модели поведения куратора

    Модель диктаторская («Монблан») – куратор, как бы отстранен от студентов. Никакого личного взаимодействия. Функции куратора сведены к информативному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда и пассивность студентов. Модель неконтактная («Китайская стена») – близка к первой модели. Разница в том, что между кураторами и студентами существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера. В роли такого барьера может выступить отсутствие желания к сотрудничеству с чьей-либо стороны, снисходительное отношение к студентам. Следствие: Слабое взаимодействие со студентами, а со стороны студентов равнодушное отношение к куратору. Модель дифференцированного внимания («Локатор»)- основано на избирательных отношениях со студентами. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе куратор-коллектив студентов. Модель гипорефлексии («Тетерев») – заключается в том, что куратор в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. Даже в совместной деятельности куратор поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между куратором и студентами. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга.

  • Слайд 13

    Модель гиперрефлексии («Гамлет») – противоположная по психологической канве предыдущей. Куратор озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет. Следствие: социально-психологическая чувствительность куратора приводит к неадекватным реакциям на реплики и действия студентов. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках студентов, а куратор займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения куратора со студентами строятся по жесткой программе, без учета педагогической действительности, состава и психологического состояния студентов, их возрастных и этнических особенностей. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

  • Слайд 14

    Модель авторитарная («Я сам») – педагогический процесс целиком фокусируется на кураторе. Он – главное действующее лицо. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается познавательная и общественная активность студентов. Следствие: безынициативность студентов, теряется творческий характер, снижается мотивационная сфера социальной активности. Модель активного взаимодействия («Союз») – куратор в постоянном творческом союзе со студентами, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и, что очень важно, гибко реагирует на эти изменения. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие педагогические и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями.

  • Слайд 15

    Психологические качества и способности для успешного педагогического общения и взаимодействия куратора со студентами

    интерес к студентам и работе с ними, наличие потребности и умения общения; способность к эмоциональной эмпатии и понимания студентов; гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим настроением, мыслями и чувствами; способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний куратора педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении; способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение и т.д.).

  • Слайд 16

    Социально-психологический тренинг – совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренингу присущи следующие функции: - обучающая – развитие знаний, умений и навыков; развитие навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизация творческого потенциала. - коммуникативная – создание коллектива, создание эмоциональных контактов; - развлекательная – создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение; - релаксационная – снятие эмоционального напряжения, поднятие общего тонуса, улучшение самочувствия.

  • Слайд 17

    Основные этапы подготовки к тренингу:

    Анализ группы участников: проблемы, потребности, интересы, ожидания. (давайте перечислим основные потребности и проблемы вчерашних школьников: это может быть потребность в самопрезентации первокурсника в новом коллективе, потребность студентов установлении позитивных отношений с друг другом, преподавателями, проблемы перехода с урочной системы на лекционно-семинарскую и т.д.) Формулировка целей и задач. После того как вы пообщались с вашей группой, узнали, в какой поддержке они нуждаются, чем интересуются, вы формулируете цели предстоящего тренинга. Подбор и разработка упражнений с учетом чередования умственной и физической активности. Тренинг подразумевает и физическую активность студентов Временная разбивка. Определение необходимого материально-технического обеспечения и конкретных условий (компьютер, телевизор, комната, стулья и т.д.).

  • Слайд 18

    Принципы тренинга:

    - «Здесь и сейчас» - разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений. - Персонификация высказываний – отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают», и т.п., замена их адресными: «я считаю», « я полагаю». - Активность – включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников. - Доверительное общение – искренность, открытое выражение своих чувств. - Конфиденциальность – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.

  • Слайд 19

    Структура тренинга:

    1.«Разогрев». 2. Основная часть. 3. Рефлексия.

  • Слайд 20

    Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учебном заведении создать:

    положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимодействия как между студентами, так и между студентами и педагогическим коллективом в целом.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке