Содержание
-
Адаптация – приспособление к окружающим условиям
АДАПТАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
-
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Адаптация
-
Первые проблемы подросткового возраста Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
-
Основные проблемы, возникающие в период адаптации пятиклассников
смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; новая система обучения; новые учителя: различные требования, стиль общения с детьми; сложность учебных программ; форма обучения, которая в средней школе становится предметной; непривычное расписание (новый режим дня); новый классный руководитель; много новых кабинетов, дети переходят из кабинета в кабинет, им пришлось к этому привыкать; проблемы взросления (подросткового периода).
-
Возможные реакции:
Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
-
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам;
-
восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством;
-
происходят существенные изменения в психике ребенка (начинает развиваться теоретическое мышление); "память становится мыслящей, а восприятие думающим" (Д.Б.Эльконин); познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая; присуща произвольность психических процессов, способность к саморегуляции; учебная деятельность остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности; появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования (интерес к дополнительным источникам знаний) ; наблюдается у некоторых некоторое снижение интереса к учебе в школе и самому процессу обучения (выражается в недовольстве школой в целом и обязательным ее посещением, нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе); проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика; не только успехи в учебе, а именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами и учителями во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка .
-
ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
-
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
-
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелание выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.
-
Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми Уайльд Оскар На слайде, как и на остальных, добавлены фото класса.
-
Памятка для родителей пятиклассника
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.), сообщите об этом классному руководителю. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
-
Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью. Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «взрослеть», становиться сознательным. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение. Уважайте других детей. Помните: если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.
-
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Исключайте такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Не допускайте физические меры воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Обязательное проявляйте интерес к школе, классу, к каждому прожитому ребёнком школьному дню. Знайте программу и особенности школы. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что он изучает в школе. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
-
Необходима смена учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время домашних занятий, соблюдением светового режима. Предупреждайте близорукость, искривления позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание ребенка. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальном развитии двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т. д. Активное участвуйте вместе, всей семьей в развитии двигательной активности ребенка. Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.