Содержание
-
Актуальность метода проектов в работе с дошкольниками
воспитатель Кужелева Т.А. Педсовет «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность» ГБОУ Школа 953 Дошкольное отделение - 3
-
Всвете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс метода проектов. Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательной организации. Проект (буквально «брошенный вперед») - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта. Проектная деятельность для педагогов – это только одна из форм воспитательно - образовательной и коррекционно-развивающей работы, но она еще и является одним из методов развивающего обучения.
-
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций . Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать: позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования, применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
-
Метод проектов как педагогическая технология- это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
-
Перед каждым педагогом стоят определенные задачи, которые он должен решать, а для этого у педагога должны быть определенные умения: Развитие навыков планирования: четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств. Совершенствования навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование) Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление) Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности) Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
-
Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность воспитанника; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировку, выводы.
-
Основное предназначение метода проектов- предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать«деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
-
Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
-
-
В настоящее время термин «проект» связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве».
-
-
В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае - значит применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
-
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
-
Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
-
За основу взята методика разработки проекта по И.П. Тарасовой. «Проект» – это пять «П»:
-
Как правило, темой проектов (чаще её определяют педагоги) становится раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе самих детей, что иногда случается, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых. Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, в младшем дошкольном возрасте: вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
-
Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками, например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки», «Грибочки», «Кошечки» и другие.
-
В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности: проектыкомплексные - выставка творческих работ и праздник «Моя родина - Россия», «Дорогая моя столица», «Космонавты живут на земле», «День птиц», «Осенняя пора...», «Книжкина неделя»; творческие- спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт для мам»; практико-ориентированные- благоустройство группы, оформление и уход за клумбой; индивидуальные -«Зверьё моё», «Моя семья»; групповые - «Нам на улице не страшно», «В Стране математики», «Мы любим спорт»; исследовательские - «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «Здоровое питание» и др. Все обучение не должно сводиться к проектной деятельности, какой бы продуктивной она ни являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до 5 проектов, среди которых краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
-
К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.). Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.