Содержание
-
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
-
Краткий обзор ранее существующих методов обучения грамоте
Буквослагательный метод Дети заучивали буквы, затем складывали слоги и заучивали их. Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов
-
Слоговой метод Учащиеся заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному. Исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква.
-
Звуковой метод Основой обучения грамоте становится звук В звуковом аналитическом методе к звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем. В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям. При обучении грамоте используется и аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.
-
Метод целых слов Возник в начале 20 в. в США и связан с особенностями английского языка. Метод требует зрительного запоминания большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.
-
Основные положения аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе.
1. Метод называется звуковым, так как в основе обучения грамоте лежит звук. 2. Метод называется аналитико-синтетическим, так как анализ и синтез сочетается на протяжении всего обучения. 3. Порядок изучения звуков и букв обусловлен принципом частотности, чем чаще звук повторяется в словах, тем раньше он изучается. 4. Основной слоговой структурой, которая лежит в основе чтения и которая специально изучается – это слог слияния (прямой открытый слог – СА, МА, ПА…)
-
5. Все остальные слоговые структуры изучаются на базе слога слияния, то есть спонтанно. 6. Весь период обучения грамоте делится на 3 этапа: - добукварный - букварный -послебукварный На первые два этапа отводится примерно 3,5 месяца. 7. Добукварный период длится две недели и нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова. 8. Письмо и чтение идут параллельно. На 1-м уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы. 9. В течение всего периода обучения грамоте идет активная работа по развитию речи учащихся.
-
Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида положения 1, 2, 4, 8, 9 сохраняются неизменными. Остальные позиции подвергаются корректировке.
-
3. Порядок изучения звуков и букв изменяется. Порядок определяется несколькими факторами: - сначала изучаются те звуки и буквы у которых меньше число вариантов произношения (это гласные звуки – А, У; глухие согласные, твердые). - раньше изучаются те звуки, которые легче сливаются в слог (сонорные, щелевые), потом взрывные (д-т, г-к, б-п) - изучаются раньше те звуки, которые сохранны в речи учащихся. - в последнюю очередь изучаются малочастотные звуки (ф,щ,э)
-
5. Корректировке подвергается и порядок изучения слоговых структур: - изучаются слоговые структуры из двух слогов (ау, уа) - слог, который образован на основе присоединения одного звука к другому (ам). - согласный +гласный (согласный произносится в укладе гласного) - согласный + гласный + согласный (сын) - согласный мягкий + гласный + согласный (мир) - согл + согл + гласный + согласный(стол) - согласный + гласный + согласный + согласный (мост) - согласный + гласный + мягкий согласный (рысь) Слоговые структуры изолированно вводятся в процессе обучения.
-
6. Период обучения разбивается на два этапа: - добукварный - букварный Послебукварный период переносится на 2 год обучения
-
7. Добукварный период может длиться от 1 года до 1 месяца Цели этого периода: - изучение учащихся - приучение к школьной обстановке - развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа - коррекция недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентировки - координация мелкой моторики мышц пальцев рук - развитие четкости работы артикуляционного аппарата
-
Вводятся дополнительные позиции:
10. Наряду с аналитико-синтетическим методом специальная (коррекционная) школа активно использует элемента слогового метода, так как у умственно отсталых детей механическая память наиболее сохранна.
-
11. В условиях специальной (коррекционной) школы в большей степени, по сравнению с общеобразовательной, используют различные наглядные опоры: - Картинная азбука, названия предметов на которой начинаются с того звука, который изучается, начертание предметов должны быть похожи на начертание букв. - Палочки для выкладывания букв - Буквы, вырезанные из наждачной бумаги - Слоговые таблицы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.