Содержание
-
Проект «Больше будем петь – меньше болеть»
ГБОУ СОШ №1460 Музыкальный руководитель Стебенькова В.А.
-
Актуальность
По данным статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В школу поступают только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому так важно комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка - дошкольника, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Поэтому оздоровление детей – приоритетное направление в работе ДОУ.
-
Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что «пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность».
-
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников в нашем ДОУ используются современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, мы стараемся разнообразить с пользой для здоровья. Например, начиная музыкальное занятие с жизнеутверждающей распевки, в которой мы желаем друг другу здоровья, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен – часто с движениями, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен - занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средством физического развития детей. Но подробней мы остановимся на одном из видов музыкальной деятельности - пении.
-
Каждый человек родившись, получает от природы дар особого качества, музыкальный инструмент - голос. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение - является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Оно активизирует умственные способности ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшения обмена веществ), дыхания (сокращается частота заболеваний дыхательной системы и носоглотки). Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на кровообращение в лёгочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившие в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. (использовать можно дыхательную гимнастику по К. Бутейко и по А Стрельниковой)
-
Этот вывод послужил стимулом для создания музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями: - Музыкальные занятия с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка-дошкольника. - Проведение интегрированного музыкально-логопедического занятия. Совместное решение задач музыкального и логопедического воспитания позволяет как можно шире и интереснее рассказать детям о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены голоса.
-
Цель: Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Задачи: - Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, но особенное внимание – пению, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. - Формировать начала музыкальной культуры. - Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. - Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. - С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
-
Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий
Валеологическиепесенки –распевки С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. - «Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп!» (с движениями) - «Здравствуйте, дети!» - «Солнышко ясное, здравствуй! Небо прекрасное, здравствуй! Все мои подружки, все мои друзья, Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!»
-
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обращать внимание на часто болеющих детей, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. «Сова», «Ракета», «Лифт» и др. «Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!») Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю.
-
Артикуляционная гимнастика
При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Помочь каждому ребёнку справиться с этими трудностями можно с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. «Две тетери», «По дорожке Петя шел…»,«Жаба Квака» и др.
-
-
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения. Часто дети поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. На занятиях стараюсь грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла. Цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого. Упражнение «Ракета»(на развитие нижнего дыхания), «Вдох-выдох»
-
Упражнения на координацию голоса и движений (или игры на музыкальном инструменте)
Часто в младших группах песни пропеваются с движениями («Где наши ручки?», «Дождик», «Паровоз»), а в старших группах - это хороводы с пением, что также способствует укреплению особого дыхания. «Андрей-воробей» (слова пропеваются или ритмодекламируются с игрой на метеллофоне), «Дождик» (с игрой на колокольчиках и бубенцах) и др. На музыкальных распевках дети поют сольные музыкальные фразы («Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?»)
-
-
Результатом этой музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; • Стабильность эмоционального благополучия ребенка; • Повышение уровня речевого развития детей; • Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями); • Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
-
Музыкальные занятия с использованием этих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников(в частности бережное отношение к голосу), выявить и развить музыкальные способностив пениии творческий потенциал каждого ребёнка-дошкольника. Научить детей правильному пению, правильному звукоизвлечению и правильному дыханию – вот приоритетное направление в одном из видов музыкальной деятельности – пение. А правильное пение благотворно влияет на наше здоровье. Какой же из этого вывод? Чем больше наши дети правильно поют, тем меньше они болеют!
-
Пойте на здоровье! Это позволяет укреплятьздоровье дошкольников, чтобы они росли крепкими, здоровыми и счастливыми детьми!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.