Содержание
-
Культурные практики в дошкольном образовании
МАДОУ «Детский сад №74» г. Энгельс Воспитатель Рыжова Ольга Викторовна
-
Культурные практики и развитие ребенка
По требованиям Стандарта содержание образования сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Сейчас наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности.
-
Что такое «культурные практики»?
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
-
Зачем нужны культурные практики?
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
-
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников
организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности; вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
-
К основным культурным практикамдошкольников относятся:
игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы В подготовительной группе указанные культурные практики дополняются практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике.
-
Они могут быть дополнены другими культурными практиками…
практическая деятельность результативные физические упражнения коммуникативный тренинг простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, целенаправленное изучение основы грамоты, и многое другое…
-
Использование в образовательном пространстве детского сада культурных практик
Совместная игра воспитателя и детей Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта Творческая мастерская Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) Сенсорный и интеллектуальный тренинг Детский досуг Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
-
Использование культурных практик:совместная игра воспитателя и детей
-
Ситуации общенияи накопления положительного социально- эмоционального опыта
-
МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
Перспективный план организации культурной практики для старшей группы по теме «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта» Уголок вежливых детей Экран «Мои поступки» Дидактическое пособие «Правила поведения в группе» Словарь добрых слов и вежливых выражений Модель самоконтроля внешнего вида ребенка Картотека образовательных проблемно-игровых ситуаций для инсценирования и обыгрывания детьми Набор иллюстраций «Правила поведения в общественных местах» Проблемные ситуации для совместного анализа педагога с детьми. Набор иллюстраций. Картотека для рубрики: «Объяснялки», «Рассуждалки»
-
Творческая мастерская
-
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
-
Сенсорный и интеллектуальный тренинг
-
Детский досуг
-
Коллективная и индивидуальнаятрудовая деятельность
-
Организация культурных практик
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
-
Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде На основе культурных практик у детей формируются: Привычки; Пристрастия; Сопереживания; Интересы и излюбленные занятия; Обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми; Приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт.
-
«Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.