Содержание
-
Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду
-
Объект исследования
Объект -адаптация к детскому саду в психологическом консультировании. .
-
Предмет исследования
Предмет –особенности психологического консультирования родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.
-
Цель-исследование особенностей психологического консультирования родителей по вопросам адаптации дошкольников к детскому саду.
-
Задачи, раскрывающие цель
1. Изучить теоретические основы и провести системный анализ по исследуемой проблеме психологического консультирования по вопросам адаптации к детскому саду. 2. Охарактеризоватьспецифику психологической консультативной работы с родителями и детьми по вопросам адаптации к детскому саду. 3. Провести экспериментальную работу по реализациипрограммы становления и развития родительского опыта в условиях специальной формы групповой работы. 4. Методом сравнительного анализа результатов проверить достоверность гипотезы.
-
Гипотеза исследования
Гипотеза -если психолог реализует специальную программу подготовки родителей дошкольников, тоадаптация их детей к детскому саду пройдет более успешно.
-
Методы исследования
В теоретической части работы использован метод анализа научной литературы, сравнения и классификации позиций различных авторов. В экспериментальной части исследования использовался комплекс психодиагностических методик, с обработкой их результатов. В ходе психологического консультирования была применена специальная программа, способствующая созданию условий для развития представлений родителей о психологии развития ребенка и формированию мотивации родителей к поиску более адекватных средств адаптации ребенка к детскому саду.
-
Основные выводы по теоретической части
1. Психологическоеконсультирование как форма открытия направлений личностного развития может быть чрезвычайно полезным как для конкретного родителя и ребенка, так и для всего поколения детей и родителей в целом. 2.Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке. 3. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. 4. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. 5. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. 6. Психологическая готовность ребенка к детскому саду - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. 7. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. 8. При правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни.
-
Опытно - экспериментальная работа
Обоснование исследования Специфику социальной ситуации развития можно увидеть сквозь совместную деятельность родителя и ребенка, которая является очень показательной в рамках психологического консультирования. Для нашего экспериментального исследования мы выбрали отвечающую этим требованиям групповую деятельность, как наиболее эффективную форму становления родительской рефлексии и развития родительского опыта. Рассмотрев более 30-ти различных программ обучения/образования родителей, имеющих детей дошкольного возраста, мы остановили свой выбор на программе «Родительская школа - становления родительской рефлексии и развития родительского опыта через совместную деятельность родителя и ребенка».
-
Принципы работы по программе
- планомерное обучение анализу, который позволяет выделить опорные точки, условия разумного поведения родителей; - создать предпосылки для формирования адекватной ориентировки в проблемных ситуациях; - «знания» не навязываются «сверху» психологом, они «добываются»; - родители выводятся логикой содержания «Родительской школы» и усилиями консультанта на существенные области родительского поведения и постигают сами шаг за шагом все их законы; - исследовательская задача, введенная первоначально психологом (как улучшить отношения со своим ребенком), становится личностно значимой для каждого: она становится его задачей, но в то же время она является общей для всей группы, а это уже серьезная ответственность друг перед другом; - в основе лежит модель обучения: схемы рефлексии создаются родителями совместно, в обсуждении между собой и с психологом, а задачи и задания обращены не столько на традиционное «подкрепление» этих схем, сколько на раскрытие условности их структур и границ понятий в совместной деятельности родитель-ребенок.
-
Этапы процедуры исследования
Выступление психолога на родительском собрании, с целью приглашения в «родительскую школу» 5.Подведение итогов экспериментального исследования 4.Подведение психодиагностического исследования адаптации к ДОУ выборки испытуемых-детей, родители которых были в эксп. программе и детей, родители которых не участвовали. 3. Реализация программы «Родительская школа – становление родительской рефлексии и развития родительского опыта через совместную деятельность родителя и ребенка» 2. Проведение психодиагностического исследования выборки испытуемых взрослых, с целью узнавания психологической истории ребенка
-
Выборка для проведения экспериментальной части
Выборку для нашего исследования составила группа из 20 родителей дошкольников младшей группы МБДОУ № 2708 «Островок детства» г. Москва. Также в исследовании приняли сами дошкольники в числе 20-ти человек, их возраст варьируется от 2 до 3 лет.
-
Комплекс психодиагностических методик Для детей: Методика, разработанная Е.А. Стребелевой, посвященные определению уровня психического развития ребенка. Для родителей: Первичная анкета для родителей дошкольников. Опросник для родителей для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм). Анкета для матерей детей раннего возраста с различным типом адаптации к ДОУ.
-
«Первичная анкета для родителей дошкольников» У испытуемых-родителей, обозначенных под № 1, 3, 6 - семьи неполные, но в воспитании ребенка принимают участие оба родителя. Любимое занятие – подвижные игры. Хронических и наследственных заболеваний нет. У № 3 были длительные разлуки с ребенком из-за графика работы. С чужими людьми быстрого контакта нет. Наличие у № 1 привычки – обгрызание ногтей. Из анкеты испытуемого-родителя № 6 – проживают совместно, ребенок желанный. Наличие хронического заболевания – аллергия с компонентами бронхиальной астмы. Было удаление аденоидов в 3 года. Испытуемые-родители, обозначенные под № 2, 4, 5, 7: родители проживают совместно, в воспитании принимают участие мама, папа, иногда старшее поколение. У испытуемых, обозначенных под № 4, 7 в сообщении о детях отмечено неправильное произношение ими звуков. У испытуемых, обозначенных под № 2 и 7, бывают нарушения питания. Хронические заболевания ни у кого не отмечены. Из анкеты испытуемого-родителя № 8, анализ психологического по содержанию анамнеза показал, что семья неполная, в воспитании ребенка принимают участие мама и бабушка. Было двойное обвитие пуповины во время родов. Присутствует боязнь общения с взрослыми и темноты. Ребенок тревожен.
-
Протокол ведения программы «Родительская школа»
1. Анализируя протокол ведения программы «Родительская школа» подтверждаем, что используемая программа, эффективна и способствует созданию условий для развития представлений родителей о психологии развития ребенка, позволяет расширить ориентировку родителей в задачах родительства и сформировать мотивацию родителей к поиску более адекватных средств детско-родительских отношений. 2. Опасения родителей по поводу участия в групповой форме работы оказываются необоснованными. 3. Важный итог занятий - родители - пытаются не только обозначить проблему, но и выяснить причину ее возникновения, хотя за «правильным» решением чаще обращаются к психологу. Родители готовы слушать друг друга, оказать друг другу помощь, вербальный уровень родителей еще недостаточен для решения ряда проблем, связанных с детско-родительскими отношениями.
-
Адаптация к ДОУ у детей контрольной и основной групп
-
Способность ребенка адаптироваться к жизни в ДОУ
-
Предметное и личностное отношение матерей к своему ребенку Мамы детей с легкой адаптацией к ДОУ Мамы детей со средней адаптацией к ДОУ Мамы детей с тяжелой адаптацией к ДОУ
-
Методика, разработанная Е.А. Стребелевой Характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению не зависит от умственного развития, познавательной активности, развития общения и речи. По данным показателям у детей не наблюдалось существенных различий. Единственным показателем, по которому обнаружены различия между детьми с разным типом адаптации, был уровень развития процессуальной игры. Группы исследованных детей отличаются по следующим критериям: умственное развитие, познавательная активность, самостоятельность, общение и речь весьма незначительны и обусловлены, по нашему мнению, возрастными различиями детей в группах. Критерий "процессуальная игра" имеет значительные различия средних величин (между детьми легко и тяжело адаптировавшимися), которые вызваны, по нашему мнению, уровнем адаптации детей к ДОУ. В то же время, полученные данные показали, что у детей нет существенных различий, ни в умственном развитии, ни в коммуникативном. Это позволяет предположить, что причина трудной адаптации кроется не в уровне познавательного развития, а имеет другие причины.
-
Выводы по экспериментальной части
1. Результаты психологического консультирования подтвердили, что программа «Родительская школа», эффективна и способствует созданию условий для развития представлений родителей о психологии развития ребенка, позволяет расширить ориентировку родителей в задачах помощи адаптации ребенка к детскому саду. 2. Приведенный протокол показывает, что обычные опасения родителей по поводу участия в групповой форме работы оказываются необоснованными. 3. В связи с поступлением в детский сад, необходимость резкого изменения привычного поведения, режима дня является непосильной задачей и может привести к срыву нервной деятельности и угнетению регуляторных механизмов. Как следствие при этом возникает процесс дезадаптации. 4. Длительность периода адаптации зависит от многих причин. 5. Результаты эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что если психолог реализует специальную программу подготовки родителей дошкольников, тоадаптация их детей к детскому саду пройдет более успешно.
-
Значимость исследования:
без организации систематического психологического контроля над развитием детей, начиная с раннего возраста, задача своевременного выявления и коррекции нарушений или неблагоприятных вариантов развития, в том числе и успешной адаптации к условиям детского сада, не может быть решена. Ведь от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и его привыкание к яслям (которое может продолжаться в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.