Содержание
-
Основная образовательная программаначального общего образования
-
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения
-
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию
-
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении
-
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития
-
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе
-
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности
-
моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения
-
Разделы основной образовательной программы
пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план образовательного учреждения; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
-
Нормативная и методологическая основа программы ДНРиВ
Закон Российской Федерации «Об образовании» Стандарт Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
-
«Портрет» выпускника начальной школы :
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (Общие положение ФГОСНОО).
-
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности
-
Метапредметные результаты
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
-
Предметные результаты
освоенный обучающимися входе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
-
Личностные результаты
формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
-
Метапредметные результаты
формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов
-
1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-
Нормативные требования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
-
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
-
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры. В области формирования социальной культуры. В области формирования семейной культуры.
-
Типичные затруднения
Искажена цель духовно-нравственного развития и воспитания, Не конкретизированы задачи в области формирования личностной, семейной и социальной культуры, Не учтены региональные условия, Не учтён опыт образовательного учреждения, Не учтены потребности обучающихся и их родителей.
-
2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-
Нормативные требования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
-
Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.
-
Типичные затруднения
Полное копирование примерной основной образовательной программы, Не учтены приоритетные направления в воспитательной деятельности образовательного учреждения
-
3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-
Нормативные требования
Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания
-
Самостоятельная работа слушателей курсов
-
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
-
Типичные затруднения
Не конкретизированы принципы с учётом приоритетов воспитательной деятельности образовательного учреждения Не уточнена концептуальная основа уклада школьной жизни
-
4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-
Типичные затруднения
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания не структурировано в соответствии с планируемыми результатами и уровнями их освоения
-
5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования
-
Типичные затруднения
Отсутствует конкретизация по видам деятельности (урочная, внеурочная, внеклассная, внешкольная) Отсутствует конкретизация по формам занятий
-
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
-
Нормативные требования
эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
-
Типичные затруднения
Не определены социальные субъекты педагогического взаимодействия Не определены роли социальных субъектов в реализации приоритетных направлений воспитательной деятельности
-
7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
-
Нормативные требования
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».
-
Принципы: ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; ·опора на положительный опыт семейного воспитания.
-
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за·круглым столом, вечер вопросов и·ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и·др.
-
Типичные затруднения
Не конкретизированы принципы совместной деятельности семьи и образовательного учреждения Не определены формы педагогической культуры родителей
-
8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-
Нормативные требования
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
-
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
-
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
-
Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся; являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.
-
Типичные затруднения
Не определены планируемые результаты по уровням Не определены критерии и показатели результативности воспитательной работы Отсутствует примерный перечень диагностических методик
-
СТРУКТУРА программы духовно-нравственного развития Совместная деятельность Принципы концептуальный уклад школы Основное содержание Планируемые воспитательные результаты Цель и задачи Основные направления Повышение педагогической культуры родителей Виды деятельности Формы занятий
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.