Содержание
-
учитель начальных классов МОБУ СОШ №7 г.Нефтекамск
НазароваИрина Владимировна
-
Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.
-
Актуальность:
чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребёнка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
-
Проблема исследования:
какие педагогические условия необходимо учитывать при формировании читательских интересов?
-
Цель исследования:
определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие целенаправленное, последовательное формирование и развитие читательских интересов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
-
Задачи исследования:
изучить и проанализировать педагогическую литературу, результаты различных исследований по проблеме формирования читательских интересов младших школьников; ориентироваться на опыт работы учителей школ города и других регионов по данной проблеме; выявить сущность понятий «интерес», «читательский интерес» и установить специфику читательских интересов;
-
теоретически обосновать дидактико-методическую систему условий формирования читательских интересов младших школьников, способствующую становлению их познавательной и социальной активности; разработать и внедрить в практику программу опытно-педагогической работы по формированию читательских интересов младших школьников.
-
Объект исследования:
процесс формирования читательских интересов младших школьников. Предмет исследования: формирование и развитие читательских интересов младших школьников в специально организованных педагогических условиях для активизации их познавательной деятельности.
-
Гипотеза:
если организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию читательских интересов младших школьников, учитывая специальные педагогические условия, то достаточно активизируется познавательная деятельность обучающихся.
-
Методы исследования:
теоретический анализ литературы в рамках проблемы; сравнительно-обобщающий анализ передового педагогического опыта; обзор программ и учебных пособий по литературному чтению в начальной школе; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, диагностические работы, наблюдение, беседа, изучение читательских формуляров обучающихся; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, статистический анализ.
-
Методологическая основа исследования
К.Д.Ушинский В.П.Вахтеров Л.С.Выготский Л.В.Занков В.Г.Горецкий Н.Н.Светловская О.В.Джежелей В.П. Чудинова
-
Теоретическая значимость:
систематизация знаний по проблеме исследования; определение рабочих понятий опытно-поисковой работы, уточнении понятий «читательский интерес»; уточнение и дополнение общепедагогических представлений о формировании и развитии читательского интереса обучающихся современной начальной школы; разработка содержания исследования.
-
Практическая значимость и новизна:
определение и обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование читательских интересов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности; разработка критериально-диагностического обеспечения процесса развития читательского интереса, позволяющего проследить динамику приобщения младших школьников к осознанному выбору литературных произведений определённых жанров, тематики;
-
разработка рекомендаций для родителей, учителей начальных классов; составление сборника анкет по диагностике уровня сформированности читательских интересов младших школьников.
-
Реализация проекта:
изучить психолого-педагогические предпосылки по данной проблеме; активно использовать на различных уроках задания, дидактические игры, способствующие формированию читательских интересов; вести работу в тесном сотрудничестве с родителями, библиотекарями школы и города, учителями русского языка и литературы, другими значимыми взрослыми;
-
приобщать обучающихся к литературе как к особому виду искусства; использовать различные методы исследования читательских интересов детей, на основе полученных результатов констатирующего эксперимента составлять содержание формирующего эксперимента, делать соответствующие выводы.
-
Этапы исследования:
I этап предусматривает: теоретические аспекты проблемы изучения психолого- педагогических условий формирования читательских интересов детей младшего школьного возраста, определение исходного уровня сформированности читательских интересов обучающихся
-
II этап – составление примерной программы опытно-педагогической работы, уточнение основных понятийных категорий по изучению проблемы III этап – реализация эксперимента на практике, определение результативности проведённой опытно-педагогической работы
-
Критерии:
наличие эмоционального интереса к процессу чтения; устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению; потребность в чтении литературных произведений определённой тематики, жанров; умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном.
-
Способы диагностики:
анкетирование
-
Анкета №1
Цель: выявление читательских интересов младших школьников (по методике Л.А. Ясюковой). Вопросы для обучающихся: Любишь ли ты читать? О чём ты любишь читать? Почему ты читаешь? Вопросы для родителей: Любит ли читать Ваш ребёнок? О чём любят читать Ваши дети? Почему читает Ваш ребёнок?
-
Уровни развития читательских интересов младших школьников.
-
Способы диагностики:
наблюдение на уроках во внеурочной деятельности
-
анализ личных документов школьников библиотечные формуляры творческие работы читательские дневники анкеты
-
Способы диагностики
беседа стандартизированная свободная
-
Формы организации работы
На уроках: русский язык и литературное чтение: * запись отдельных предложений, абзацев из литературных произведений различных жанров; * сочинение; * составление аннотации к прочитанному произведению, любимой книге: составление отзывов о прочитанной книге по плану.
-
План устного рассказа о книге.
Покажи книгу. Назови автора, художника, издателей. Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или нескольких). Назови героев книги. Что происходит с героем (героями книги). Самое интересное – зачитай. Вырази своё отношение к герою (героям). Понравилась ли тебе книга?
-
План письменного отзыва о прочитанной книге.
Автор, название книги. Краткое содержание: тема, главные герои, интересный отрывок или эпизод. Чему учит эта книга? Понравилась ли тебе эта книга? Почему? Выполни иллюстрацию (по желанию).
-
Изобразительное искусство: * иллюстрация к любимому произведению; * сопоставление текста и иллюстрации к нему; * обсуждение того, как художник понял и передал своё понимание прочитанного; * коллективное творчество (иллюстрирование, коллаж) по произведениям определённой тематики.
-
Музыка: слушание и обсуждение музыкальных произведений, написанным по мотивам произведений литературы ( сказка А.Н.Островского «Снегурочка» - Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка» (опера), сказка Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» - П.И.Чайковский «Марш солдатиков» и др.).
-
Внеурочная деятельность:
коллективное чтение; реклама книги, прочитанной летом, любимой книги; литературные праздники «По страницам любимых книг», «В гостях у дедушки Корнея»; литературные игры, викторины, устный журнал; творческие проекты; работа с читательским дневником; библиотечные часы; час «тихого чтения».
-
Свободный выбор:
заявленное чтение; возвращающее чтение; свободное чтение.
-
чтение в кругу семьи опосредованное чтение чтение вслух чтение как сотворчество Примеры семейного чтения:
-
Прогноз положительных результатов:
активизация познавательной деятельности школьников, создание положительной мотивации обучения; повышение качества обучения; формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений; совершенствование нравственных качеств обучающихся;
-
изменение отношений «ученик – учитель - родитель» в сторону сотрудничества; формирование умения работать с информацией; повышение квалификации учителя; создание банка данных методических разработок, диагностических работ, рекомендаций для учителей и родителей.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.