Содержание
-
Формирование элементарных математических представлений у детей с ТНР в условиях группы компенсирующей направленности ДОО.
-
Законодательство РФ об образовании детей с ОВЗ
ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013) предусматривает осуществление образовательной деятельности ДО « в соответствии с с индивидуальными потребностями ребенка, связанными с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющими особые условия получения им образования, индивидуальными потребностями отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья(п.1.3), и принципами полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничества ДО с семьей; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»(п.1.4)
-
Деятельность групп компенсирующей направленности в дошкольной образовательной организации.
Дошкольная образовательная организация в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) осуществляет образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе ДО, составленной с соответствии с ФОП, которая определяет « специальные условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья, механизмы адаптации Программы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции их развития»
-
Особенности развития детей с ТНР.
Коррекционная работа с детьми с ТНР традиционно рассматривается с позиций преодоления нарушения речи, однако недостаточно изученными продолжают оставаться вопросы математического образования. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной , интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания .При относительно сохранной смысловой, логической памяти, детей снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Они забывают сложные конструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Коррекционно-развивающая задача предполагает: развитие познавательной деятельности, речевого подражания, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических категорий, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
-
Формирование элементарных математических представлений как часть коррекционной работы с дошкольниками , имеющими тяжелые речевые нарушения.
Цель программы по ФЭМП- формирование у детей с ТНР приемов умственной деятельности , творческого и вариативного мышления, математических представлений с учетом их индивидуальных возможностей через дифференцированный подход в образовательной деятельности и режимных моментах. Принципы программы: коррекционно-развивающая и воспитывающая направленность обучения;- -научность обучения(предусматривает необходимость собственной деятельности обучаемых в процессе познания;- -практическая направленность в обучении; -доступность и прочность в обучении; -сочетание коллективного с индивидуальным подходом.
-
Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей с тяжелой речевой патологией.
В коррекционной работе на всех типах занятий активно используются дидактические игры и упражнения, которые позволяют включить детей в беседу, строить диалоги, учить детей межличностному взаимодействию Рекомендуется начинать формировать некоторых форм ФЭМП в более раннем возрасте. Это связано с тем, что у детей с ТНР недостаточный сенсорный опыт затрудняет усвоение математических знаний. Возвращение к пройденному материалу позволяет накапливать и расширять представления. Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с речевой патологией должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.
-
Игры и упражнения, используемые на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях в старшей логопедической группе Д.С «Колокольчик»
-
«ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ?»
-Игра на развитие пространственной ориентировки, связной речи. Используется картинный материал по лексическим темам. Ребенку предлагается найти глазами на доске заданную картинку и ответить на вопрос(ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ): ЧТО НАХОДИТСЯ СПРАВА ОТ…? СЛЕВА ОТ..? ПОД…? НАД…? МЕЖДУ..? Строго добиваемся полного ответа.
-
«ВНИМАТЕЛЬНЫЕ УШКИ»
«Послушай, сколько раз я хлопнула в ладоши, повтори. Сколько раз мы хлопнули?» Отхлопывание заданного ритма (Т. Ткаченко) + + + + + ++ + И Т.Д.
-
НАЙДИ ПРЕДМЕТ ЗАДАННОЙ ФОРМЫ
-
«ПОДРУЖИ СЛОВА И ЦИФРЫ»
Игра применяется на групповых занятиях при изучении лексическим темам. Используются предметные картинки и нвбор цифр от 1 до 5. Выставляется картинка, к ней по очереди приставляются цифры, дети считают и проговаривают: ОДИН СТУЛ ДВА СТУЛА ТРИ СТУЛА ЧЕТЫРЕ СТУЛА 5 СТУЛЬЕВ. Аналогично можно проводить на занятиях по обучению грамоте, на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения.
-
Настольные логопедические игры.
Данные игры направлены на автоматизацию конкретного звука-это еще один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход ,т. е. проговаривая название картинки на каждом шагу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…
-
Игры с рассыпным материалом.
Данный вид игр используется на индивидуальных занятиях в логопедическом кабинете. Дети с удовольствием играют с шишками, ракушками, каштанами, декоративными кристаллами. Игры позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, располагать их в заданных позициях, выкладывать из них разные фигуры(с проговариванием)
-
Подсчитывание слогов в словах.
Дети прослушивают заданные слова, отхлопывают количество слогов. Выкладывают количество фишек по количеству слогов. Определяют количество слогов, находят нужныю цифру, подставляют к картинкам.
-
«ЖИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Взрослый медленно произносит предложение. Детям дается по словечку. Они выходят к доске и становятся в нужном порядке. Взрослый производит анализ: СКОЛЬКО СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? КАКОЕ СЛОВО ПЕРВОЕ? ВТОРОЕ? ТРЕТЬЕ? КАКОЕ СЛОВО СТОИТ МЕЖДУ…? В НАЧАЛЕ? В КОНЦЕ?
-
Сколько слов в тексте??
Игра чаще применяется в подготовительной группе, с использованием мяча. Используются тексты из 4-5 предложений. Взрослый медленно зачитывает предложение, после каждого стучит мячом об пол. Дети считают , затем воспроизводят предложение по порядку. ( как вариант-после каждого предложения делать шаг вперед)
-
«СКОЛЬКО ГЕРОЕВ В СКАЗКЕ?»
Интересный способ автоматизации звуков-рассказывание сказок. Ребенок –рассказчик следит за четкостью произношения, за логикой построения сказки. В конце подсчитывает, сколько героев было в сказке, правильно согласовывая существительное с числительным, изменяя окончания, и РАЗВЕРНУТО отвечает на вопрос-СКОЛЬКО ГЕРОЕВ БЫЛО В СКАЗКЕ?
-
ВЫВОДЫ.
Из всего вышесказанного становится ясно, что коррекционная работа-эта сложная система из тесно взаимосвязанных разделов образовательной программы. Успешное освоение программы зависит от взаимопроникновения ФЭМП И РАЗВИТИЯ РЕЧИ, РАЗВИТИЯ ПЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.. Одним из важных аспектов требований программы является необходимость создания условий для участия родителей в образовательной деятельности. Многие из перечисленных заданий рекомендованы родителям для тренировочных игр и упражнений для закрепления материала в домашних условиях.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!
-
Составила:учитель-логопед высшей квалификационной категорииГригорьева Наталия ВладимировнаМАОУ СОШ 12 им. В.П. ЧкаловаС/П Д/С «Колокольчик»март 2024 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.