Содержание
-
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР МКДОУ д/с № 25 «Снегурочка»
-
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 4-х до 7-8-ми лет.
-
Цели и задачи реализации «Программы» Принципы и подходы к формированию «Программы» Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы» Планируемые результаты освоения «Программы»
-
Цели и задачи реализации «Программы»
Цель реализации «Программы» ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР. Задачи «Программы»: помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей с речевыми расстройствами; способствовать общему развитию дошкольников с ТНР , коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе; создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром; способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
-
Принципы и подходы к формированию «Программы»
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются: индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации; специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на: преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»; разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
-
Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной) Общая характеристика детейсо вторым уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной) Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной) Общая характеристика детей с четвертым уровнем речевого развития (по Т.Б. Филичевой)
-
Планируемые результаты освоения «Программы»
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
-
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи: Структурно-системный принцип Принцип комплексности Принцип дифференциации Принцип концентризма Принцип последовательности Принцип коммуникативности Принцип доступности Принцип индивидуализации Принцип интенсивности Принцип сознательности Принцип активности Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения
-
Первая ступень обучения. Средний дошкольный возраст
Одним из основных направлений логопедической работы на данной ступени обучения является развитие коммуникативной функции речи, расширение возможностей участия детей в диалоге, формирование связной монологической речи.
-
Подготовительный этап логопедической работы
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией).
-
Основной этап логопедической работы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности детей с ТНР, дальнейшее приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности. Игра - Сюжетно-ролевые игры Театрализованные игры Игры с природными материалами Подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудования Представления о мире людей и рукотворных материалах Безопасное поведение в быту, социуме, природе Труд
-
Образовательная область «Познавательное развитие» обеспечивает повышение познавательной активности детей с ТНР, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений. Конструирование Преставления о себе и об окружающем природном мире Элементарные математические представления
-
Образовательная область «Речевое развитие» направлено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и элементарных коммуникативных умений. Основной целью работы в рамках данной образовательной области является формирование связной речи.
-
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Основное внимание в этот период, обращается на закрепление у детей ощущений удовольствия и радости, которые доставляют человеку гармония цвета, красота рисунка или поделки. Особое внимание детей обращают на то, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Изобразительное творчество Музыка
-
Образовательная область «Физическое развитие» главная задача состоит в том, чтобы научить их технически правильно выполнять общеразвивающие движения и совершенствовать их двигательную координацию. На данной ступени обучения продолжается формирование у детей правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы.
-
Представления о здоровом образе жизни и гигиене
Формируются представления о ценностях здорового образа жизни. уточнение и закрепление навыков самообслуживания культурно-гигиенических навыков.
-
Вторая ступень обучения. Старший дошкольный возраст
Подготовительный этап логопедической работы Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией).
-
Основной этап логопедической работы
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. В этот период в рамках этой образовательной области большое внимание уделяется формированию у детей интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе.
-
Образовательная область«СОЦИАЛЬНО-КОМУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
обучения направлено на всестороннее развитие у детей с ТНР навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности. - Игра. Представления о мире людей и рукотворныхматериалах. Безопасное поведение в быту, социуме,природе. Труд.
-
Образовательная область«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Вэтот период происходит развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.
-
Образовательная область«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Ведущим направлением является формирование связной речи детей с ТНР. В работу по развитию речи включаются занятия по подготовке детей к обучению грамоте.
-
Образовательная область«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества. Изобразительная деятельность детей становится осмысленной, целенаправленной и доставляет им удовольствие. Изобразительное творчество Рисование Лепка Аппликация Музыка
-
Образовательная область«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.
-
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Описание условий для коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и детьми-инвалидами. Структура образовательного процесса в группах для детей с ТНР Организация коррекционно-воспитательной работы Описание развивающей предметно- пространственной среды.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.