Содержание
-
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников Подготовила: Зулитова С.Е. учитель МБОУ Базинской ООШ Бутурлино 2023
-
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие
-
Функциональная грамотность младших школьников
-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; -возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; -способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; -совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
-
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Финансовая грамотность 5. Глобальные компетенции 6. Креативное мышление
-
Читательская грамотность-
это базовый навык функциональной грамотности. Гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.
-
Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Уровни сформированности читательской грамотности
Высокий уровень средний уровень низкий уровень
-
Задачи:
1.Научить осознанно, правильно, выразительно читать. 2. Научить извлекать из текста полезную информацию. 3.Научить работать с разными источниками информации. 4.Научить высказывать оценочные суждения о прочитанном. 5. Развивать потребность в чтении и читательскую компетентность.
-
Этапы работы с текстом
1 этап - предтекстовый -формулируется цель чтения -определяется характер текста -читается заголовок и подзаголовок -предполагается, в чем замысел автора -выбор вида чтения и само чтение 2 этап – текстовый - по ходу чтения выдвинуть предположения, которые можно опровергнуть или подтвердить, оценить, оценить аргументы и логику текста, зафиксировать непонятное, спорное, важное 3 этап –послетекстовый -обдумать текст и выполнить задания: репродуктиные, продуктивные, коммуникативные, творческие
-
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения
«Творческие работы» «Вопросник» или «Дотошный ученик» «Чтение с остановками» «Уголки» «Создание викторины» «Логическая цепочка» «Тонкие» и «толстые» вопросы» «Концептуальная таблица»
-
Чтение рассказа с остановками.
Н. Носов «Живая шляпа» Вопросы: -Как вы думаете, что произойдет дальше? -Что так испугало мальчиков? -Почему шляпа оказалась живой? -Что дальше будет делать шляпа? -Предположите, победят ли мальчики свой страх? -Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?
-
-
Приём «Инсерт»
ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.
-
Приём «Ассоциативный куст»
читатель библиотека мудрость книга помощник чтение духовная пища
-
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка
«Цепочка» «Письмо с пробелами» «Лови ошибку» «Письмо по кругу» «Мозаика» «Шаг за шагом» «Кластер»
-
Приём «Цепочка»
Найди и прочитай слова, начинающихся с буквы А.АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай слова, в которых все гласные –буква А.СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ Найди и прочитай слова, в которых все гласные –буква О.МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
-
«Письмо с пробелами»
Из слов для справок дети выбирают слова и вставляют вместо точек. Читают и записывают текст. На лесной поляне. Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки. Слова для справок: ярким, зелёные, мохнатые, лёгкий, белый
-
Приём «Лови ошибку».
В этом тексте 22 ошибки! Унасжывёт кот семён. он добрый и оченпушыстый. Сам он весь чорный а ушы у невобелинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласкихитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улецеево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
-
Игра «Расшифруй»
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. (солнце)
-
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно
По печи узнают человека. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.
-
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.