Содержание
-
Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи.
Работу выполнила: учитель-дефектолог Кузнецова Светлана Александровна первой квалификационной категории.
-
Дети с нарушением зрения испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
-
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов. б) замена одной предложно-падежной конструкции другой. в) неправильное употребление падежного окончания существительного. г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.
-
Цель: Формирование у детей правильного представления о синтаксическом и лексическом значении предлога, как средства выражения связи между словами в словосочетании и предложении.
-
Задачи:
Создание условий для формирования навыка правильного употребления предлогов в речи дошкольников; Закреплять у детей понимание лексического значения предлогов и умение использовать их в предложно-падежных конструкций в разных видах деятельности; Установление контакта с семьями воспитанников для обеспечения единства в развитии пространственных представлений у дошкольников.
-
Этапы работы по закреплению полученных знаний и умений в использовании пространственных предлогов.
Закрепление у детей понимания лексического значения предлогов. Закрепление умения использования детьми пространственных предлогов в предложениях во время специально организованной деятельности. Закрепление умения использования детьми пространственных предлогов в активной речи в разных видах деятельности.
-
Система коррекционной работы над предложно-падежными конструкциями.
-
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие правильного употребления предложно-падежных конструкций.
формы работы: занятия по развитию речи, математике, конструированию, лепке. закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, игр и т.д.),
-
Методы и приёмы работы в разных видах деятельности.
Занятия по обучению грамоте Занятия по развитию речи Занятия по математике Совместная деятельность Составление предложений по картинкам, выделение предлогов в тексте, составление предложений по опорным словам. Учатся выделять предлог, как слово в потоке речи. Овладение элементарным способом пространственного анализа плоскости листа, выполнение различных заданий на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия. Закрепление умений связанных с использованием пространственных предлогов. Использование различные игры с игрушками и предметами. Закрепление пространственных предлогов в трудовых поручениях и на прогулке. Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей. Задания на понимание обобщенного значения предлогов. Задания на сравнение двух позиционных предлогов.
-
Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года. Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями. Главное место в работе отводится игре. Ведь ребёнок лучше всего познаёт мир и развивается, играя и активно действуя сам.
-
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, можно разделить на группы:
а) игры направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов; б) игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и предложениях; в) игры направленные на активное использование предлогов в предложно-падежных конструкциях в самостоятельной деятельности.
-
Как проводить игры с предлогами?
Игры проводятся по этапам – от простого к сложному: от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог) . к рассматриванию картинок (где? назови). к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.
-
Игры направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов.
При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.
-
Игра « Правильно подними карточку».
Цель: учить детей понимать значение предлогов и определение пространственного расположения предметов. Ход игры: Воспитатель называет словосочетание с предлогом. Дети сначала поднимают карточку с соответствующей картинкой, а затем ( к картинке) схему предлога.
-
-
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.
-
Игра: «Развивающее лото».
Цели: учить детей понимать пространственное значение предлогов сформировать представление о предлоге, как отдельном слове учить составлять предложения по картинке Перед началом игры необходимо разрезать карточки со схемами предлогов. Игра проводится по типу «лото»: воспитатель показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки. В конце игры можно еще раз предложить детям составить предложения по картинкам или назвать предлоги («маленькие слова»).
-
-
-
-
Игры на использование пространственных предлогов в словосочетаниях и предложениях:Игра « Составь предложение».
Цель: Научить понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д. - Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове. - Научить придумывать словосочетания и предложения с опорой на картинки. - Научить составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему. Материал: Предметные картинки, карточки со схематическим изображением предлогов, карточки со схематическим изображением слов действий и признаков.
-
-
Карточки со схематическим изображением предлогов.
-
Предметные картинки на разные лексические темы.
-
Ход игры.
Педагог произносит предложение, например: «Подушка на кровати» - предлагает ребенку подобрать и разложить карточку с предметными картинками так, чтобы они отражали это предложение. Затем проводится анализ предложения. Акцентируется внимание на использовании предлога.
-
Мяч под стулом. Подушка на кровати.
-
Игра « Что где находится?».
Цель: закреплять умение детей понимать пространственное значение предлогов; закреплять умения составлять словосочетания с предлогами; учить составлять предложения по картинке; Ход игры: Разрежьте лист на отдельные карточки. Всего получится 16 карточек.На 6-ти карточках показаны различные варианты взаимного расположения двух одинаковых предметов -коробки и мышки.Остальные 10 карточек содержат более сложные задания - показывают взаимное расположение разных предметов и уже трёх, а не двух.
-
Варианты игры: 2. Используя карточки с написанными на них предлогами, можно предложить ребенку игру "Что где находится?" Для этого предложите выбрать любую карточку- например, карточку с предлогом В- и попросите найти в комнате то, что находится в чем-то (одежда В шкафу, кубики В коробке и т.д.). Такую игру можно проводить с несколькими детьми. 1. Сначала предложите ребенку карточки с изображением мышки и коробки. Попросите показать картинку, на которой мышка в коробке (на коробке, за коробкой и т.д.). Для проверки правильности ответа можно перевернуть карточки и прочитать предлоги, написанные с обратной стороны.
-
-
-
Игра “Четыре картинки”.
Цель: закрепить умение детей понимать значение предлогов; учить соотносить карточку со схемой предлога с соответствующей картинкой. Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.
-
Вариант II. Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают сюжеты на карточке. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. По очереди показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Схему берет тот ребенок, у которого на карточке подходящий сюжет. Вариант III Ведущий раздает детям по две карты (одна сюжет, другая схема). 32 карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. По очереди показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Карточку берет тот ребенок, у которого подходящее изображение или схема. Вариант I В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом. Варианты игры:
-
-
Прогулка Наблюдение Игры – эстафеты: « Собери предложение». Подвижные игры: « Прятки», « Машина едет по дороге», « Поезд». Словесные игры; « Весёлая полянка», « Куда спрятали игрушку», « Зашифрованное послание».
-
Осознанное употребление предложных конструкций помогает уточнить пространственные представления у детей, учит понимать сложные грамматические конструкции предложений.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.