Содержание
-
Тема районного методического объединения учителей-логопедов:
«Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
-
Дети с ОНР, в особенности если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве
Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи
-
служебные слова
-
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении
-
По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе
из перед между по к до
-
Нару
-
-
Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях
-
Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями
-
Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используется следующие
-
Основная форма работы -логопедические занятия
-
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
-
Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей
-
Предложно-падежные конструкции обозначают:
-
Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
-
-
-
-
-
-
Сложные предлоги
-
-
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение и необходимо придерживаться следующих этапов:
Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов. Дифференциация предлогов в устной речи детей. Формирование звуковых грамматических обобщений. Осознание словесного состава предложения.
-
Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Уточняется его конкретное значение
-
-
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы
-
Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях (падежных окончаний)
-
Дифференциация предлогов в устной речи детей
-
При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:
-
-
Игра: «Где находится предмет» Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.
-
Игра: «Составь схему предложения». Цель: Закреплять умение составлять предложение с предлогом.
-
Игра “Правильно подними карточку”. Логопед называет словосочетания с предлогами . Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.
-
Игра: «Добавь маленькое слово». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
-
Перфокарта «Добавь «маленькое слово». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
-
Игра: «Добавь маленькое слово (предлог)». Цель: Учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог
-
Игра: «Волшебный круг». Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных маленьких слов с опорой на предметную или сюжетную картинки.
-
Игра: «Маленькие слова». Цель: научиться составлять предложения с предлогом по картинке. научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любуютему.
-
Сказка : «Теремок»
Цель: Составление связных высказываний с использованием предложных конструкций в инсценировке сказки «Теремок».
-
-
-
ДОГОНЯЛКА Скачет белка по лесу, грибы на зиму собирает, а навстречу ей лиса бежит: Белка, белка, что ж ты от меня не убегаешь, я ведь могу тебя схватить! Нет, лисонька, не догонишь! Я ОТ тебя Сполянки НА горку, С горки К кустикам, ОТкустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева НА дерево — и Вдупло! Ой ли, белка, догоню! — не верит лиса. Лови, кумушка! — только и мелькнулбеличий хвост: С полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дереваНА дерево и сидит уж белка У своего дуплаНА ветке. НА лису сверху смотрит и смеётся: — Что ж не догоняешь? Или забыла, чтолисы ПО деревьям не лазают, С ветки НА ветку не скачут?! Ничего лиса не ответила, пушистым хвостом махнула и убежала. Т. Шуйская
-
-
Литература 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. - Спб, 2001. 2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - Спб, 1997. 4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. /Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000. 5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990. 6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999. 7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999. 8. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - М., 1989. 9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Спб, 2001. 10. И.Н.Моргачева. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений.- С.Петербург, Детство –Пресс, 2009. 10. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1987. 11. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981. 12. Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. //ж.”Дефектология №1, !999 13. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И.Т. //Методы обследования речи у детей. - М., 1992. 14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.- Спб, 1997. 15. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - Спб, 1999. 16. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. - Спб, 1999. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989. 18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993. 19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000. 20 Гаврина С.Е. ,Кутявина Н.Л «Расскажи, что где находится» (5-6 лет), -ООО Издательство «Россмен-пресс» - 2004 г 21. «Словесный сад, короткие слова» - Издательский дом «Карапуз» 22. Занимательные упражнения для закрепления навыка правильного использования предлогов
-
Подготовили: учитель-логопед Мингулина М.П. учитель-логопед Толкачева О.В.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.