Содержание
-
Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня
Дипломная работа Ермаковой С.В.
-
Актуальность
У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнения с использованием музыкального фольклора развивают функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.
-
Музыкальный фольклор -
- устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Он служит для отражения народом своей трудовой деятельности, общественного и бытового уклада, знания жизни, природы, культы и верования. Фольклор включает в себя пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песенки, потешки, частушки, колыбельные. Он обладает образностью и выразительностью и богатым потенциалом для развития личности. Фольклор имеет большое значение для развития речи в раннем возрасте
-
Цель работы: разработать и апробировать комплекс музыкальных занятий для коррекции недостатков речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством музыкального фольклора. Объект исследования: речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования:использование музыкального фольклора в коррекции речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи: Проанализировать содержание понятия речевой деятельности и ее структуру, особенности развития речи в дошкольном возрасте, характеристику детей с ОНР, основы коррекционной работы с ними, возможности музыкальной деятельности, фольклора для коррекции речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Выбрать методики диагностики речевой деятельности у детей с ОНР III уровня и провести эмпирическое исследование уровня развития речевой дятельности у детей с ОНР III уровня, Разработать содержание комплекса занятий по коррекции речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством музыкального фольклора. Провести занятия по коррекции речевой деятельности и доказать эффективность занятий по коррекции речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством музыкального фольклора.
-
Этапы исследования:
1 этап (с мая 2009 по май 2010 г.) –теоретический анализ основных концептуальных подходов в исследовании развития и активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 2 этап (с сентября 2010 по январь 2011 г.) – разработка коррекционной работы, направленной на развитие и активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством музыкального фольклора; 3 этап (с января 2011 г. по февраль 2012 г.) – экспериментальное исследование влияния музыкального фольклора на развитие и активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, анализ и оформление результатов исследования.
-
Речевая деятельность
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Фазы: а) этап ориентировки в условиях деятельности; б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; в) этап осуществления (реализации) этого плана; г) этап сопоставления полученного результата с планом, т.е. этап контроля
-
Речевая деятельность включает
потребность, мотив, цель, замысел, установку, знания (культурологические, собственно языковые, и апелляцию к ним); многосторонний анализ ситуации, в которой должна произойти и происходит деятельность; принятие решения осуществлять или не осуществлять деятельность и выбор оптимальных для данной ситуации средств осуществления деятельности (форм речи, их вариантов и собственно языковых средств планирование деятельности (на разных уровнях осознания результатов планирования) и предсказание ее возможного результата; производство (выполнение) определенных действий и операций; текущий контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она необходима); конечное сличение результата деятельности с ее целью (замыслом).
-
Характеристика уровней общего недоразвития речи (ОНР)
-
Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности
в сочетании с логоритмикой способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления использование малых форм музыкального фольклора на детских праздниках, в повседневной жизни, во время прогулок, игр на воздухе и в помещении развивает чувство ритма, фонетическую и лексическую стороны речи, ее связность, речевая активность, мотивационная сторона речевой деятельности. . Повторяющиеся элементы народных песен и припевок хорошо запоминаются и развивают лексическую и фонетическую сторону речи. Образность фольклора развивает выразительность и связность речи детей с ОНР. Игры с элементами музыкального фольклора развивают у детей ритмичность, мелодику, интонационную выразительность речи.
-
Исследование словаря. Методика.
-
Исследование грамматического строя речи. Методика.
Медленно – медленный, Легко – … Короткий – короче, Темный - … Сладкий- горький, близкий - …. Помидор (какой?) - . . .
-
Исследование связной речи
-
Результаты исследования на констатирующем этапе исследования
В активном словаре преобладают существительные и глаголы; В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции; Присутствуют множественные аграмматизмы Трудности в построении связанного высказывания Уровень показателей развития речи в контрольной группе соответствует аналогичным показателям в экспериментальной группе. Полученные результаты исследования компонентов речевой деятельности свидетельствуют об отклонении от нормального речевого развития, и позволяют наметить направления проведения коррекционной работы : Разработать программу коррекционной работы по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством музыкального фольклора. Провести занятия по программе Провести контрольное исследования чтобы показать эффективность программы.
-
Программа коррекционной работы
Занятие 1. «СЕРГИЮШКО» Занятие 2. «МЕДВЕДЬ И ХВОСТ» Занятие 3. «СИВКА-БУРКА» Занятие 4. «КАК ЗАЯЦ И ДРОЗД УРОЖАЙ РАСТИЛИ» Занятие 5. «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» Занятие 6. «ПЕТУШОК-ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И ЧУДО-МЕЛЕНКА» Занятие 7. «ЗИМА ПЕКАРИХА» Занятие 8. «КАША ИЗ ТОПОРА» Занятие 9. «СКАЗКА О ИВАНЕ — КРЕСТЬЯНСКОМ СЫНЕ И ЫТЫРЕ-ФЫТЫРЕ» Занятие 10. «ДВА КЛЕНА» Занятие 11. «СНЕГУРОЧКА»
-
Результаты исследования связности речи у детей до и после формирующего эксперимента
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.