Презентация на тему "Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач"

Презентация: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 33 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    33
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач
    Слайд 1

    Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач

    Учитель начальных классов МБОУ Таятской ООШ Охохонина Надежда Викторовна 2017г.

  • Слайд 2

    Цель исследования:

    теоретически обосновать и экспериментально выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения текстовых задач.

  • Слайд 3

    Объект исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики. Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач.

  • Слайд 4

    Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе решения текстовых задач

  • Слайд 5

    1.1. Сущность и содержание познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогических исследованиях

    « Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации» (ФГОС). « Это такие универсальные действия, которые обеспечивают организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности младшего школьника» (Д.С. Елисеева). « …познавательные универсальные действия, это такие действия, которые включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы» (А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Г.В. Бурменская).

  • Слайд 6

    1.2. Значение текстовых задач в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

    способствует формированию основ мировоззрения; расширяется кругозор учащихся; устанавливается связь между обучением и жизнью; Формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать; воспитательное значение;

  • Слайд 7

    Умение решать задачи

    - прочитать задачу и осознать её текст, т.е. понять значение каждого слова и представить ту ситуацию, которая в ней дана; - выделить условие и вопрос задачи, известные и неизвестные; - установить связь между условием и вопросом задачи, между данными и искомым, т.е. провести анализ текста задачи, результатом которого является выбор арифметических действий для её решения; - записать решение и ответ задачи.

  • Слайд 8

    Этапы работы над задачей

    1. Подготовительная работа. 2. Работа по разъяснению текста задачи. 3. Разбор задачи – поиск пути решения и составление плана решения задачи. 4. Запись решения и ответа. 5. Работа над задачей после её решения

  • Слайд 9

    методические приёмы работы над задачей

    1. Приём сравнения. 1.1. Сравнение текстов задач. 1.2. Сопоставление планов и способов решения задачи. 2. Приём выбора. 2.1. Выбор решения задач. 2.2. Выбор данных к условию задачи. 2.3. Выбор вопроса, соответствующего условию. 2.4. Выбор схемы к задаче. 2.5. Выбор выражения, которое является решением задачи 3. Приём преобразования. 3.1.Преобразование вопроса. 3.2. Преобразование отношений в соответствие с математической записью. 3.3. Преобразование решённой задачи. 4. Приём конструирования 4.1. Поиск и выделение необходимой информации 4.2. Составление вопроса задачи 4.3. Дополнение условия задачи.

  • Слайд 10

    1.3. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством решения текстовых задач

    - составить план работы по формированию универсальных учебных действий: раскрывать содержание каждого действия, показывать на примерах их использование, включать в самостоятельную работу; - обеспечивать учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, в постановке учебной цели, в поиске и использовании необходимых средств и способов их достижения, умении контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;

  • Слайд 11

    - создание условий для развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

  • Слайд 12

    Педагогические условия на уроках математики:

    - включать в работу каждого учащегося; - создавать благоприятную атмосферу на уроках и демократическое сотрудничество учителя и учащихся; - использовать разнообразные формы работы для стимулирования познавательного интереса учащихся; - применять в обучении технологии деятельностного типа; - организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома; - включать учеников в проектную деятельность.

  • Слайд 13

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач

  • Слайд 14

    2.1. Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

    методика « Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова), целью которой выявить сформированность общего приема решения задач и логических действий; диагностика А.Н. Рябинкиной « Нахождение схем к задачам», цель которой выявить уровень сформированности действия моделирования.

  • Слайд 15

    Таблица 1 - Результаты проведения методики А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» в экспериментальном классе

  • Слайд 16

    Таблица 2 - Результаты проведения методики «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина) в экспериментальном классе

  • Слайд 17

    Рисунок 1.Уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников (по методике «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой и диагностике «Нахождение схем к задачам» А. Н. Рябинкиной).

  • Слайд 18

    2.2. Организация работы по формированию познавательных универсальных действий у младших школьников на уроках математики в процессе решения текстовых задач на формирующем этапе эксперимента

    Цель: повысить уровень сформированности у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в процессе решения текстовых задач.

  • Слайд 19

    Фрагменты уроков

    Урок «Решение задач». Цель: познакомить учащихся с различными моделями к задачам, научить применять эти модели при решении разных задач. Задача: Папа провёл 10 дней своего отпуска на даче, а остальные две недели в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске? На даче – 10 дн. ? В доме отдыха - ?, 2 х 7 (дн.) Решение 1) 2 Х 7 = 14 (дн.) 2) 10 + 14 = 24 (дн.) Ответ: папа был в отпуске 24 дня.

  • Слайд 20

    Задача: Длина дорожки в саду 35 м. Миша расчистил от снега 7 м дорожки, Ира – 5 м, а остальную часть дорожки расчистил папа. Сколько метров дорожки расчистил папа? 7м 5м ?м |_________/______/_____________________| 35м Решение 1 способ: 1) 35 – 7 = 28 (м) – осталось расчистить Ире и папе. 2) 28 – 5 = 23 (м) – расчистил папа. 2 способ: 1) 7 + 5 = 12 (м) – расчистили Миша и Ира. 2) 35 – 12 = 23 (м) – расчистил папа. Ответ: папа расчистил 23 м дорожки.

  • Слайд 21

    Задача: Из 12 мотков шерсти получается 3 одинаковых детских свитера. 1) Сколько мотков шерсти потребуется на 5 таких свитеров? 2) Сколько таких свитеров можно связать из 16 таких мотков? Решение: 1) 12 : 3 = 4 (м) – расходуется шерсти на 1 свитер. 2) 4 х5 = 20 (м) – расходуется шерсти на 5 свитеров. 3) 16 : 4 = 4 (с.) – можно связать из 16 мотков. Ответ: 20 м; 4 свитера.

  • Слайд 22

    Формируемые познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия: постановка цели, поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтениезадачи; умение фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях) Логические универсальные действия: анализ объекта; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения;

  • Слайд 23

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.

  • Слайд 24

    2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента

    Цель: выявить эффективность комплекса заданий по формированию познавательных универсальных учебных действий в 3 классе в процессе решения текстовых задач.

  • Слайд 25

    Таблица 1 - Уровень сформированости общего приёма решения задач в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента Рисунок 2. Уровень сформированости общего приёма решения задач в экспериментальном классе до и после формирующего этапа эксперимента.

  • Слайд 26

    Таблица 2 – Уровень усвоения действия моделирования в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента

  • Слайд 27

    Рисунок 3. Уровень усвоения действия моделирования в экспериментальном классе до и после формирующего этапа эксперимента.

  • Слайд 28

    Таблица 3 - Уровень сформированности общеучебных познавательных действий в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

  • Слайд 29

    Рисунок 4. Уровень сформированности общеучебных познавательных действий в экспериментальном классе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.  

  • Слайд 30

    Таблица 4 – Уровень сформированностиобщеучебных познавательных действий в экспериментальном классе

  • Слайд 31

    Рисунок 5. Уровень сформированностиобщеучебных познавательных действий учащихся (выполнение диагностики по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).

  • Слайд 32

    Рисунок 6. Уровень сформированностиобщеучебных познавательных действий учащихся (выполнение диагностики по А.Н. Рябинкиной).

  • Слайд 33

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке