Содержание
-
«Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР»
-
Цель: формирование слоговой структуры слова, формирование умений слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи с помощью специально подобранных игр и упражнений.
Задачи: проанализировать и обобщить теоретические представления о проблеме формирования ССС у детей с общим недоразвитием речи; осуществить подбор методики для выявления уровня сформированности слоговой структуры (ССС) анализа и синтеза у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи; провести обследования детей с целью выявления детей с недостаточно сформированной ССС и недостаточным уровнем навыка слогового анализа и синтеза у детей 5-7 лет с ОНР; подобрать комплекс игр и упражнений на формирование ССС в соответствии с методикой формирования ССС для детей 5-7 лет с учетом результатов обследования ; провести контрольный срез уровня сформированности ССС у детей 5-7 лет с ОНР и проанализировать результаты;
-
Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории: 3 года: воспроизведение слов, состоящих:- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)4-5 лет: воспроизведение слов:-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица);4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, скворечник, милиционер, аквариум, парикмахерская, ) Ребенок должен уметь:- назвать предметные картинки;- повторить слова за взрослым;- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..). После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:Велосипедист едет на велосипеде.Мотоциклист едет на мотоцикле.Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
-
Форма проведения обследования - индивидуальная работа с каждым ребенком. Средняя продолжительность обследования одного ребенка составляла 20-25 минут. На диагностическом этапе использовалась методика Агранович З. Е. и Ивановой Ю.В. автором книги «Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы».
Количество обследованных детей –48, с нарушениями речи -41, из них зачислены на логопункт- 30детей, с нарушениями слоговой структуры слова-27.
-
Стимульный материал для обследования слоговой структуры слова.
-
В результате обследования были выявлены основные ошибки
-
Из таблицы видно, что 20 детей допускали ошибки в повторении предложений со словами сложной слоговой структуры, 12 детей допустили ошибки в назывании предметных картинок и в отраженном повторении слов..
При качественном анализе были выявлены следующие отклонения в воспроизведении слогового состава слов:нарушения в последовательности воспроизведения слогов в словах Пример: «Гебемот»-бегемот, «потапа»-лопата,сокращение количества слогов в словах например: «сфографирут»-сфотографирует, «мелец»-милиционер искажение структуры слога, вставка согласных в слог сокращение стечений: «ситафор»-светофор, «твамай»-трамвай, «Фотогахкафавитует детей» - Фотограф фотографирует детей. Увеличение числа слогов за счет вставки гласного в стечение согласных «бевака»-белка, Персеверации(циклический повтор): «кукубик»-кубик. 18 детей в ответах на вопросы допускали ошибки в произношении слов сложного слогового состава и у 22 дошкольников выявились отклонения при повторении цепочек слогов - это сокращение и увеличение числа слогов, замена, перестановка слогов. Причем, большее количества ошибок наблюдалось при повторении слогов со сменой ударного слога
-
Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова: 1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова. 2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи. Данный этап проходит в следующем порядке: - уточнения артикуляции сохранных звуков; - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.
-
Формирование слоговой структуры слова
Ориентирование в горизонтальной плоскости. «что находиться в верхнем левом углу» Отхлопай ритм дождика (Повтори слоги в соответствии с ритмом дождика)
-
«Повтори звук, слог столько раз сколько раз пролаяла собака». Компьютерная игра «Учимся говорить правильно» Послушай ритм капель и покажи мышью рисунок ему соответствующий
-
Уровень слога
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; Произнести звук О столько раз, сколько раз яхлопнула в ладоши; Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
-
Уровень слова
«Змея и червяк» определить на слух длинное и короткое слово и распределить их между червяком и змеёй «Раздели слово на слоги и поставь под картинкой столько же палочек
-
«Паровозик»Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развивать фонематический слух.Ход: Распределение картинок в соответствии: количество слогов – количество окошек в вагонах
На стене. настольный
-
«Пирамидки»- размести картинки в соответствии с количеством слогов в слове.
-
«Домики»Распредели игрушки картинки по домикам в соответствии с количеством слогов по количеству окошек.
-
Распредели игрушки по домам со слогом «та», «ка»» Распределение игрушек и проговаривание слов заданной слоговой структуры.
-
Игра «Собака» Составь слова, проговори по слогам. Прочитай слово по слогам. «Назови слова» Планеты и ракеты. Ответь на вопросы, например: Кто живет на планете? Что растет на планете? И т.п.
-
Соедини картинки со слогом на который начинается название этой картинки.
-
Компьютерная игра «Говорим правильно» Распредели названия по слоговым домикам.
-
Игра «Кубик»Цель: Формирование фонематического слуха и навыков фонематического анализа и синтеза.Слогового анализа. Зеленый – раздели слово на слоги.
-
«Составь схему слова- определи сколько гласных звуков» «Фразовый конструктор» -Составь предложение проговори его по слогам.
-
Сравнительная диаграмма правильных ответов детей детского сада при исследовании сформированности слоговой структуры слова на начало и конец года.
-
Вывод: Анализируя показатели диаграммы мы видим , что количество правильного воспроизведения предложений при исследовании слоговой структуры слова увеличилосьв 2 раза, при самостоятельном назывании картинок правильного произношения слов стало в 1,5 раза больше. При отраженном повторении слов, правильного воспроизведения слов ССС увеличилось на 25 %.Отвечая на вопросы дети безошибочно воспроизводили слова ССС на 44% больше в конце года по сравнению с началом года. После системы коррекционных занятий дошкольники успешно повторяли слогоряды (на 66%)и воспроизводили ритм слова(55%).
-
Вывод: При наличии систематической целенаправленной работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произошли видимые улучшения в воспроизведении слогового состава слов. Большинство детей перестали нарушать порядок слогов в слове, делать пропуски либо добавления новых слогов или звуков. Речь стала более чистой и понятной. Приобретены навыки слогового анализа и синтеза у детей подготовительной группы и заложены основы слогового анализа у детей старшей группы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.