Содержание
-
Формирование слоговой структуры слова у детей.Составитель: учитель – логопедДмитриева М.Е.
-
Под понятием «слоговая структура слова» - принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
-
Параметры слоговой структуры слова: Ударность Количество слогов Линейная последовательность Модель слога (открытый, закрытый, прямой, обратный)
-
Типы слоговой структуры.
Двусложные слова, состоящие из открытых слогов. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога. Двусложные слова стечением согласных в середине слова. Двусложные слова с закрытым слогом и с течением согласных в середине слова. Трехсложные слова с закрытым слогом. Трехсложные слова со стечением согласных. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова. Двусложные слова с двумя стечениями согласных. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Четырехсложные слова со стечением согласных.
-
Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» – молоток Опускание слогообразующей гласной: «пинино» – пианино Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных «команата» – комната Нарушение последовательности слогов в слове: Перестановка слогов в слове «деваре» - дерево Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» – бегемот
-
Искажение структуры отдельного слога
Сокращение стечений согласных: «тул» – стул Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон Уподобление слогов: «кококосы» - кокосы Циклический повтор, настойчивое воспроизведение «Били…били…билитекарь»- библиотекарь Замена предшествующих звуков последующими «нананасы» - ананасы Смешение элементов слов «в холодильнице» – в холодильнике и хлебнице
-
Причины нарушений слоговой структуры слова:
Недостаточный уровень развития артикуляционных возможностей Нарушение слухового (фонематического) восприятия Недостаточный уровень развития неречевых процессов: - Оптико – пространственной ориентации, - Темпо – ритмической организации движений, - Способностей к серийно – последовательной обработке информации.
-
Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова:
Наличие фонетико – фонематической базы (достаточный уровень развития фонематического восприятия и произносительных навыков) В начале обучения предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки Усложнение речевого материала (слоги- слова- предложения-стихи-рассказы), расширение звуковой палитры слов (звуки раннего онтогенеза-свистящие-шипящие-сонорные-различные их комбинации) На этапе формирования слоговой структуры слова- отраженное проговаривание речевого материала; на этапе закрепления навыков- воспроизведение заученных стихов, скороговорок, рассказов; на заключительном этапе навыки автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, диалогов, рассказов) Семантическое значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания
-
Этапы становления правильной слоговой структуры:
Подготовительный этап: Формирование пространственных представлений и оптико – пространственной ориентации. Коррекционный этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных серийных движений и действий. Формирование слоговой структуры слова.
-
Выводы:
Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова. Нарушение слоговой структуры – одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи. Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.