Содержание
-
Коррекция нарушений слоговой структуры слова Методика Ткаченко Т. А. Презентация
.
-
Ткаченко Т. А.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.:2004
-
Данное пособие является продолжением серии публикаций, в которых изложен авторский подход к коррекции различных проявлений общего недоразвития речи у дошкольников. В пособии представлены теоретические положения, методические и организационные принципы, система упражнений для преодоления нарушений слоговой структуры слова у дошкольников, дана подборка стихов, рассказов и скороговорок. Адресовано логопедам, воспитателям, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям дошкольников 4-6 лет, у которых наблюдается различная степень искажения слоговой структуры и звуконаполняемости слова.
-
Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова
Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец, различные их комбинации.
-
Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова (продолжение)
На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.). При формировании слоговой структуры слов в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков.
-
В случае возникновения у ребёнка затруднений слогового состава произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.
-
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова
Весь период обучения делится на четыре этапа: Подготовительный этап – создание фонетико-фонематической базы) Этап формирования слоговой структуры слова – состоит из 3-х ступеней Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова – заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками Заключительный этап – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи
-
Подготовительный этап(Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)
1. Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.) 2. Фонематическая база – способность к воспроизведению: - сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.) - слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПА-ПУ); - слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); - слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК);
-
Этап формирования слоговой структуры слова(3 ступени, 20 упражнений)
На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия. 1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур (упр. 1-6); 2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упр. 7-14); 3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков (упр. 15-20)
-
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова
На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Р, Л). Подразумевается, что к началу данного этапа их произношение уже исправлено. В противном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется. Отражённое проговаривание и заучивание: - слов, словосочетаний и предложений; - рифмовок и стихов; - скороговорок; - рассказов;
-
Заключительный этап
Предполагается, что ребёнок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи: - составление рассказов по опорным словам; - описание предметов; - придумывание конца или начала к рассказу педагога; - сравнение объектов; - диалог на заданную тему; - рассказывание по воображению; - придумывание сказок по набору игрушек; И т. п.
-
ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Звук А Звук О Звук У Звук Ы Звук И
-
ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Звук Т Звук Д Звук К Звук В Звук Г Звук С
-
-
-
Особенности методики Ткаченко Т. А.:
Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова Автор предлагает отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи Автор предлагает рассматривать нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии ОНР
-
Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению которых автор предлагает отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения, необходимо значительное повышение лексической планки в ходе коррекции (автор предлагает использовать редко употребляемые сложные по значению и структуре слова) Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным авторским вспомогательным средством является авторская специальная символика (зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков) Данная методика существенно облегчает дошкольникам с ОНР ориентировку в структурном составе слова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.