Содержание
-
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» Подготовила учитель начальных классов Волкова Наталья Павловна
-
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении этот термин - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
-
Основные виды универсальных учебных действий, которые соответствуют ключевым целям общего образования: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Прогнозирование— это предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
-
К моменту поступления ребенка в школу выделяют следующие показатели сформированности регулятивных УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку. В толковом психологическом словаре термин «прогноз» - это предсказание хода и результата любого процесса. «Прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск».В школе под прогнозированием понимается предварительное оценивание результатов арифметических действий, позволяющее избежать очевидных ошибок в вычислениях.
-
Возможности формирования универсального учебного действия прогнозирование в процессе освоения математических знаний В процессе работы над текстовыми арифметическими задачами используется специальный прием прикидки результата — определение границ искомого числа. На этапе восприятия и осмысления текста задачи учащиеся определяют, больше или меньше какого-либо из данных чисел должен получиться ответ. После того как задача решена, проводится сравнение прогноза с полученным результатом. В случае расхождения прогноза и ответа выявляется его причина, связанная, как правило, с неверным решением задачи. Сопоставление ответа с прогнозом дает возможность обнаружить ошибку и своевременно ее исправить.
-
Прием прикидки ответа помогает увидеть важность правильного выбора действия. Например, ученикам дается задача «В вазе лежало 8 яблок, из них 2красных, а остальные — желтые. Сколько желтых яблок лежало в вазе?» Некоторые ученики называют правильный ответ (6), но записывают неверное решение: 2 + 6 = 8. Для предупреждения данной ошибки перед решением приведенной задачи полезно сделать прикидку ответа, спросив: «В ответе должно получиться число больше или меньше, чем 8?» В случае неверной записи решения нужно вернуться к сделанному прогнозу: «Мы определили, что должно было получиться меньше 8, а получилось 8. Следовательно, задача решена неправильно».
-
Сравни, поставь знаки >, , 10 – 7, так как чем больше вычтем, тем меньше останется», — а затем проверяют свой прогноз вычислениями.
-
Полезно предлагать учащимся выполнять прогнозирование при решении примеров с пустыми окошками. Например, ученикам дается задание подумать над тем, в каком из выражений + 4 = 7, + 5 = 9 или +5 = 10 первое слагаемое будет больше. После решения ученики определяют, оправдался ли прогноз. Большие возможности для формирования универсального действия прогнозирования имеются при изучении величин (н-р длины), если перед началом измерения школьники делают прикидку результата, например: «Какова длина отрезка в сантиметрах?». Высказанное предположение проверяется с помощью измерений.
-
Таким образом, формирование универсального учебного действия прогнозирования осуществляется в тесном единстве с формированием действий контроля, коррекции, оценки, анализа и других универсальных учебных действий. Это обеспечивает в конечном итоге становление у младших школьников умения учиться, способствует практической направленности обучения математике в начальной школе
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.