Содержание
- 
              
            
 Формы детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детейОбучающий семинар для педагогов дополнительного образованияМатериал подобрала заместитель директора по УМР МБОУ ДОД ЦДОД «Профессионал» Ермайкина Т.М. 
- 
              
            
 В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Основным способом организации детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп. 
- 
              
            Учебная группаГруппа - это формальное объединение.Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности. 
- 
              
            Учебные группы могут быть разных видов:Однопрофильные; Двухпрофильные; Комплексные (многопрофильные); Переменного состава; Сквозные; Совместных занятий детей и родителей; Учебно-исследовательские. 
- 
              
            Однопрофильные группыУчащиеся в таких группах обучаются одномувиду деятельности. Занятие ведет один педагог. Например, группа первого (второго, третьего) года обучения объединения «Вязание крючком». 
- 
              
            Двухпрофильные учебные группыУчащиеся обучаются одновременно двум видам деятельности, причем второй является дополнением к основному. Занятия в таких группах могут проводить: А) два педагога, каждый по своему направлению деятельности; Б) один педагог, являющийся специалистом по двум видам деятельности. При первом варианте необходима совместная разработка учебных программ и планов, составление расписания занятий, взаимопосещение занятий, анализ результатов совместной работы. 
- 
              
            
 Цель создания таких групп – приобретение учащимися дополнительных знаний и умений, необходимых для совершенствования по основному виду деятельности. При организации занятий могут быть варианты: А) занятия проводятся 2 раза в неделю, чередуясь по каждому виду деятельности; Б) 2 раза в неделю проводится комбинированное занятие: 1-ая часть – по одному виду деятельности, после перерыва – по другому. Например, объединения «Астрономия и вычислительная техника», «Моделирование одежды и вычислительная техника», «Техническое моделирование и дизайн», «Шахматы и общефизическая подготовка». 
- 
              
            Комплексные учебные группыУчащиеся обучаются одновременно трем и более видам деятельности. Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимо совестное программирование и подведение итогов образовательного процесса. Комплексные группы могут быть однопрофильными.Например, по изобразительному искусству: живопись, графика, роспись по ткани, скульптура. Или многопрофильными.Например, предшкольное образование: развитие речи, математика, движение под музыку, декоративно-прикладное творчество и т.д. 
- 
              
            
 Работа комплексной учебной группы может быть организована следующим образом: А) занятия проводятся 3 раза в неделю, каждое – по одному из видов деятельности; Б) 2 раза в неделю проводятся комплексные занятия: 1-ая часть – по одному виду деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья часть – по третьему. Перерыв между частями 10-15 минут. 
- 
              
            Учебные группы переменного составаОрганизуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: учебную четверть, на один месяц, на неделю. Цель создания таких групп – осуществление начальной подготовки учащихся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности; проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам; организация полезного и познавательного досуга. Например, творческие группы на период школьных каникул (осенних, зимних, весенних), группы летних оздоровительных лагерей, группы на базе детского отделения больницы и т.д. 
- 
              
            Сквозные учебные группыВ них наряду с основным составом учащихся проходят обучение воспитанники других коллективов учреждения. Цель создания таких групп – способствование более глубокому и прочному овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности. Занятия в таких группах могут проводиться как в разовом порядке, так и с определенной периодичностью (1-2 раза в месяц). Например, группы ДПИ посещают занятия групп по ИЗО; учащиеся туристического объединения – занятия по экологии. 
- 
              
            Группы совместных занятий детей и родителейРодители принимают участие в работе учебных групп без включения в списочный состав, по согласованию с педагогом. Цель создания групп – укрепление семьи, формирование общих интересов детей и родителей, организация семейного досуга; развитие детей, требующих повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в обучении. Например, объединения «Моделирование одежды», «Вязание», «Спортивная семья», «Туристическая семья», «Русский фольклор», «Комнатное цветоводство», «Кулинария и эстетика быта». 
- 
              
            Учебно-исследовательские группыМогут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследовательскими институтами, предприятиями, творческими организациями. Учащиеся выполняют поисковые, исследовательские, опытные и экспериментальные работы. Деятельность таких групп осуществляется под руководством научных руководителей (консультантов). В составе групп – средние и старшие подростки, юноши. Цель создания таких групп – углубленное изучение различных областей науки, техники, искусства, физической культуры; привлечения детей к изобретательской деятельности; профессионального самоопределения учащихся. 
- 
              
            Формы (виды) детских объединений в УДОдФорма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо. Для форм детских объединений характерно: 1)определениеобязательных признаков объединений, покоторым они отличаются одноот другого; 2)выделение сущностных признаков форм образовательных объединений, чтобудет способствовать упорядочению процессов формотворчества в учреждении. 
- 
              
            
 Основания дифференциации различных форм: - уровень и приоритет задач; - количество предметов, профилей; степень их интегративности; - приоритет направлений деятельности; - особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления; - система учета и контроля знаний, умений, навыков; - уровень образовательных результатов; - обеспечение образовательного процесса: нормативное,программное, кадровое, методическое и т. д. 
- 
              
            Примерное положение о детском объединении дополнительного образованияОбщие положения Полное название объединения, его статус. Его назначение. Цели и задачи деятельности. 
- 
              
            
 2. Организационные основы деятельности Правила приема в объединение. Сроки и этапы обучения. Количество учебных часов в неделю (основных и дополнительных), других форм учебной работы. Требования к форме, оснащению ребенка на занятии. Правила для воспитанников, родителей. Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности. Правила выдачи сертификата по окончании обучения. 
- 
              
            
 3. Организация учебно-воспитательного процесса Учебная деятельность: содержание учебной работы; Основные формы обучения; Формы и сроки итоговых занятий. Воспитательная деятельность: основные подходы к содержанию (чему отдается приоритет); Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий. 
- 
              
            Основные формы детских объединенийКружок Клуб Студия Ансамбль Театр Мастерская Школа Лаборатория Класс Секция Оркестр 
- 
              
            КружокКружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). Ведущими являютсярепродуктивные методы работы и приоритет активности педагога. 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога. 
- 
              
            КлубДетское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач: - организация досуга детей; - развитие коммуникативных умений; - развитие навыков самоуправления и самостоятельности; освоение содержания той или иной предметной области. Отличительные признаки: 1. 1.Наличие органов детского самоуправления. 2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба. 3. Символика и атрибутика. 4. Наличие Устава или Положения о клубе. 5. «Ступени роста» для членов клуба. 6. Особые условия приема в клуб. 7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.) 
- 
              
            
 Возможные подходы к классификации клубов Образовательные, досуговые. Предметные, профильные, многопрофильные. Возрастные, разновозрастные. Временные, постоянно действующие. С постоянным и переменным составом учащихся. 
- 
              
            СтудияДетское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д. 
- 
              
            
 Отличительные признаки: 1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка. 2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним. 3.Сочетание экспериментальных и практических пед. задач и форм работы. 4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений. 5. Специальныеусловия набора детей в студию. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени. 8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих достижений (худ. совет). 
- 
              
            
 1. Возможные подходы к классификации студий 1. Одно-предметные и полипредметные. 2. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО. 
- 
              
            АнсамбльАнсамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы. Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль. 
- 
              
            ТеатрТворческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др. 
- 
              
            МастерскаяФорма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижениеуровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий. Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы. Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность. 
- 
              
            
 Отличительные признаки: 1. 1. Преобладают практические задачи, ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. 2. В основе обр. процесса – изготовление чего-либо, формирование и оттачивание прикладных умений, овладение спец. технологиями. 3. Наличие собственного помещения. 4. Система д-ти по демонстрации детских практических достижений. 
- 
              
            
 Возможные подходы к классификации мастерских 1. Конкретного педагога. 2. Профильные. Например, гончарная мастерская, мастерская хореографии, мастерская Аллы Духовой. 
- 
              
            ШколаФорма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. 
- 
              
            
 Отличительные признаки: 1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач. 2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х). 3.Наличие пед. коллектива. 4.Ступенчато-преемственный характер обучения. 5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов. 6.Четкие условия набора и обучения в школе. 7.Вручение сертификата по окончании школы. 8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности. 
- 
              
            
 Возможные подходы к классификации школ 1. Профильные, непрофильные и многопрофильные. 2. Образовательные, общей ориентации, воспитательного характера, социальной направленности. 3. Для одаренных детей, для детей с ослабленным здоровьем. 4. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО. 
- 
              
            ЛабораторияЦельлаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей подростков. Отличительные признаки: 1.Поисковый, изобретательский компонент, опытно-экспериментальная работа учащихся. 2.В основе деятельности – конкретная область научных знаний или проблема межпредметного характера. 3.Максимальная самостоятельность детей, педагог – консультант, помощник, координатор исследования. 4. В составе – старшие подростки. 
- 
              
            
 Возможные подходы к классификации лабораторий 1. Временные и постоянные. 2. Тематические, проблемные, проблемно-тематические. 
- 
              
            КлассГруппа учащихся (обычно одного возраста), занимающихся под руководством определенного педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив, изучающий определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, балета,живописи, композиции, экономический класс. 
- 
              
            СекцияДетское объединений, имеющее спортивную специализацию. Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики. 
- 
              
            ОркестрГруппа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов. 
- 
              
            Варианты выбора формы детского объединения1. Инновационное проектирование: выбор формы, а затем отбор содержания и педагогических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми формой. 2. Традиционное проектирование: поиск необходимой формы на основе анализа состояния образовательного процесса в д/о, с учетом условий работы и возможностей педагога. 
- 
              
            
 Соотношение различных форм детских объединений и различных видов учебных групп Кружок Однопрофильные Переменного состава Сквозные Совместных занятий детей и родителей Клуб Однопрофильные Двухпрофильные Переменного состава Сквозные Учебно-исследовательские Совместных занятий детей и родителей 
- 
              
            
 Студия Однопрофильные Двухпрофильные Сквозные Комплексные (многопрофильные) Совместных занятий детей и родителей Ансамбль Однопрофильные Двухпрофильные Сквозные Комплексные (многопрофильные) Совместных занятий детей и родителей 
- 
              
            
 Театр Однопрофильные Двухпрофильные Сквозные Переменного состава Комплексные (многопрофильные) Совместных занятий детей и родителей Мастерская Однопрофильные Двухпрофильные Комплексные (многопрофильные) 
- 
              
            
 Школа Комплексные (многопрофильные) Учебно-исследовательские Лаборатория Однопрофильные Двухпрофильные Комплексные (многопрофильные) Учебно-исследовательские Класс Однопрофильные Сквозные 
- 
              
            
 Секция Однопрофильные Двухпрофильные Переменного состава Сквозные Совместных занятий детей и родителей Оркестр Однопрофильные Совместных занятий детей и родителей 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.