Содержание
-
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 Шагундокова Светлана Меджидовна
-
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается.Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц
-
Словарные упражнения Словарные диктанты Ведение индивидуальных словариков Формирование зрительных образов орфограмм Использование словарей на уроках русского языка Формы словарной работы
-
Словарные упражнениятипа грамматического разбора Запись слов по алфавиту (1 класс) Выборочный ответ (1 класс) Дописывание орфографических таблиц (2 класс) А арбуз А – А карандаш О солома О – О огород Словарные упражнениялексические Подбор однокоренных слов – других частей речи Подбор и запись синонимов и антонимов Подбор и запись слов с иноязычными элементами
-
Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений Составление словосочетаний с данными словами Составление предложений с данными словами Словарные диктанты Выборочный диктант Картинный диктант Комментируемый диктант Диктант с использованием загадок Вариативный диктант Диктант по памяти
-
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка.Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова ОГУРÉЦ. Искон., производное от утраченного ÓГУР (см. фамилию Огуров, польск. ogurek), заимств. из ср.-греч. яз., где agouros "огурец" восходит к aōros "несозревший" (огурцы употребляют в пищу неспелыми).
-
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, который помогает правильно написать орфограмму. Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком: -по цвету -местоположению -форме -количеству -материалу -вкусу -массе - звучанию -назначению -действию 2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
-
Методикаассоциативного запоминания словарных слов Обобщенный способ запоминания словарных слов Виды словарной работы
-
Ассоциативное запоминание (Метод ярких ассоциаций) Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму к о р а б л ь в л н ы Итак , название ассоциативного образа должно иметь в своем написании находящуюся под ударением ту букву, которая является сомнительной в словарном слове.
-
Обобщенный способ запоминания. Цель такого способа – научить учащихся приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. 1. Заранее выбираются слова, которые объединяются по одному орфографическому и смысловому признаку . (Рабочий, работа, пальто, сапоги, завтрак, завод, машина…) (Однажды, погода, мороз, одежда, коньки, товарищ…) 2. Совместный выбор опорного слова.(Слово, на которое можно опереться и которое знакомо: рабочий, коньки.) 3. Поиск подходящего приема для запоминания всех слов, входящих в группу. 4. Обсуждение и выбор лучшего приема для запоминания.( Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод) (Однажды в морозную погоду мы с товарищем в теплой одежде пошли кататься на коньках)
-
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Чтобы лучше переваривать знания, их следует поглощать с аппетитом. А.Франс
-
Этот обобщенный способ запоминания способствует МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
-
Рифмовки– специально составленные поэтические тексты, построенные по законам ритма и рифмы, помогающие школьникам освоить правописание трудных словарных слов и слов-исключений из орфографических правил; ЦЫГАНЕНОК крикнул: «ЦЫЦ! – И ЦЫПЛЯТА пали ниц. На ЦЫПОЧКИ все встали И «ЦЫГАНОЧКУ» сплясали. В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ Одна буква С сойдет. Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ: Там между ГОР увидишь ЗОНТ
-
Словарные слова, которые «любят» счет 1)ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три гласных буквы Е подряд; 2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы И подряд; 3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А подряд; 4) ДИСЦИПЛИНА- три И 5) МОЛОКО - три О. Включение словарных слов в связный рассказ.Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. По принципу «в словарном слове «спряталось» слово-подсказка» 1)Словарные слова, в которых «спрятались» женские имена ЕВА, СТЕЛЛА, ИННА, ВЕРКА и ГАЛА: ПРОДЛЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ЗАСТРЕВАТЬ, СТЕЛЛАЖ, ПОДЛИННАЯ (ПОДЛИННЫЙ), ИСТИННАЯ (ИСТИННЫЙ), СВЕРКАТЬ (= сверкает в новом платье ВЕРКА), ГАЛАКТИКА; 2) ПРОДЛЕВАТЬ (когда человеку ПРОДЛЕВАЮТ больничный, он в итоге становится здоров, какЛЕВ); 3) УЧАСТВОВАТЬ (быть ЧАСТЬЮ (частичкой) какого-либо мероприятия); 4) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ (в этом слове можно увидеть оценку двоечника – ДВА); 5) МИЛЛИОН (в этом слове, если быть очень внимательным, можно «прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИОН?»).
-
Прием дробления словарного слова на значимые части 1) В-ОК-ЗАЛ = ОКолоЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом; 2) ПЕС-СИ-МИ-СТ = даже музыкальный пес не развеселит такого человека: ПЁС + нота СИ + нота МИ; 3) ИНТ-ЕЛ-ЛИ-ГЕНТ = ЕЛ ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТ? 4) ДИВИЗИЯ – комдив = командир дивизии; 5) СЕКРЕТАРЬ – генсек = генеральный секретарь; 6) БАТАРЕЯ, БАТАЛЬОН – комбат = командир батареи/ командир батареи; 4) РЕЖИССЕР – помреж = помощник режиссера; 5) КОМАНДИР – главком = главный командующий; 6) ГАРАЖ – завгар = заведующий гаражом. Приём обращения к истории слова 1) СПАРТАКИАДА (не от слова СПОРТ, а от названия древнего государства СПАРТА, где возникли подобного рода соревнования); 2) СПАСИБО (возникло на основе древнерусского выражения«Спаси тебя БОГ!»); 3) БЛАГОСЛОВИТЬ (сказать БЛАГОЕ СЛОВО); 4) АКВАЛАНГ (буквально означает «водное легкое» и имеет в своем составе латинский корень АКВА – вода).
-
Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на практике. Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память.
-
http://www.nashislova.ru/in/page/telebidenie.14544 http://slovari.yandex.ru http://ru.wiktionary.org http://images.yandex.ru http://www.menobr.ru http://www.school2100.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.