Содержание
-
Инновационная деятельность в образовании
-
Проект закона «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.
-
3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.
-
4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной или региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.
-
Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009 г. «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации».
Инновационная инфраструктура в системе образования создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан.
-
Инновационная инфраструктура в образовании
- Образовательные организации (в т.ч. находящиеся друг с другом в договорных отношениях в рамках сетевого взаимодействия)
- Координирующие органы (федерального, регионального, муниципального уровней)
- Система поддержки инновационной деятельности (федерального, регионального, муниципального уровней)
- Система ресурсного обеспечения инновационной деятельности (в т.ч. софинансирование в условиях ЧГП)
- Система оценки качества инновационной деятельности (в т.ч. общественно-профессиональная)
- Система подготовки менеджеров инновационных образовательных проектов (ИОП) и проектных команд педагогов – разработчиков и реализаторов ИОП
- Система маркетинга и диссеминации инновационных образовательных продуктов
-
Инновация: традиционное определение
- Инновация: (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
-
Инновации и новшества в образовании
- Инновация – глубинные изменения в образовательной системе, меняющая суть взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов образовательного процесса
- Новшества – внешние изменения (улучшения) определенных параметров и характеристик образовательной системы, изначально не предполагающие ценностных изменений во взаимоотношениях субъектов образования
- Превращение («внедрение») новшества в инновацию происходит только на ценностной основе
-
Инновационная деятельность
- Инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
- Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности - распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (Хуторской А.В.).
-
Два типа инноваций
- Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.
- Второй тип - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной и (или) управленческой деятельности.
-
Сеть, сетевое лидерство, сетевые взаимодействия
- Сеть – сообщество суверенных личностей (профессионалов), согласовавших свои личные ценности и цели с общими ценностями и целями
- Сетевое лидерство – лидерство, основанное на естественном авторитете, обеспечивающем признание в сообществе
- Сетевые взаимодействия – добровольные взаимоотношения между субъектами сети, осуществляемые для достижения общих целей на основании согласованных личных ценностей. В их рамках возникают благоприятные условия для реализации инноваций в образовании
-
Инновационный проект
- Инновационный проект направлен на создание устойчивой модели образовательной практики, перспективной для дальнейшего массового внедрения.
- Под инновационным проектом понимается авторский вариант решения стратегической задачи развития системы образования, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных учреждений.
-
Инновационный продукт
- Инновационный продукт, представляет собой модель инновационной практики образовательного учреждения (педагога), обеспечивающей высокую результативность, востребованность в системе образования, готовность к публикации и распространению.
- Инновационный образовательный продукт представляет собой учебно - методический результат обобщения образовательной практики, отчужденный от автора в форме:
- учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
- описания необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;
- комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).
-
- Переход на новые образовательные стандарты
- Система поддержки талантливых детей
- Совершенствование учительского корпуса
- Изменение школьной инфраструктуры
- Сохранение и укрепление здоровья школьника
- Расширение самостоятельности школ
-
Цели и задачи ФЦПРО 2011 - 2015
Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации
Задачами программы являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
-
Новые направления модернизации образования
- Новая стандартизация (компетентностный подход, социокультурная и гражданская идентификация личности)
- Замена образовательных учреждений образовательными организациями (автономизация, изменение подходов к обеспечению деятельности образовательных организаций со стороны государства, равноправие образовательных организаций)
-
- Новое качество педагогического труда (аттестация, изменение подходов к оплате труда, персонификация ПК)
- Совершенствование оценки качества образования (совершенствование системы ЕГЭ, общественно – профессиональная оценка качества)
-
- Становление системы непрерывного образования (обеспечение преемственности уровней образования, новые образовательные технологии, сетевые взаимодействия)
- Новые экономические механизмы в образовании (ЧГП, инвестиции, образовательное кредитование, целевой капитал, финансирование программ развития образовательных организаций, возмещение ущерба от некачественного образования)
-
- Развитие идеологии образовательной услуги (расширение круга субъектов, оказывающих образовательные услуги; 83 ФЗ)
- Обеспечение развития человеческого капитала страны в условиях повышения степени открытости образования
-
Возможные основные направления деятельности ФИП в 2011 – 2015 гг.:
- Устойчивое финансирование: новые финансово-экономические и организационные механизмы в образовании, система оплаты труда, ресурсосберегающие технологии в образовании.
- «Умная школа»: электронная образовательная среда, информационные технологии в образовании, открытое образование, образовательные сети.
- Управление качеством образования: современные результаты и компетенции, обновление стандартов, комплекс аттестаций, (включая итоговую), квалификационные испытания, и обновление содержания образования и технологий. Общественное управление. Одаренные дети и дети с особыми нуждами.
- Кадры: новые модели и механизмы организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере образования.
-
Экспертные шкалы оценки
Шкала 1. Социальная 0 - 20 баллов
- Регионально-территориальная необходимость проекта.
Данная шкала фиксирует территориальную обусловленность и необходимость появления проекта. Оценивается, насколько проект направлен на решение "местных проблем", насколько проект социально востребован населением.
Шкала 2. Индивидуальная 0 - 25 баллов
- Антропологичность проекта.
Данная шкала фиксирует значение проекта для конкретного ("индивидуального") человека: учителя, ученика, родителей. Оценивается, насколько проект затрагивает и изменяет образовательный уклад отдельного человека ("антропологичность"), насколько проект задает иной фрагмент образа жизни.
Шкала 3. Профессиональная 0 -15 балловРезультативность проекта.
-
Данная шкала фиксирует профессионализм исполнителей проекта. Оценивается, насколько поставленные задачи реализованы, а прогнозируемые результаты состоялись; также оценивается компетентность исполнителей проекта при решении возникших проблем.
Шкала 4. Культурно-информационная 0 -15 баллов
- Продуктивность проекта
Данная шкала фиксирует наличие информационного поля вокруг реализуемого проекта. Оценивается качественность информационных, презентационных и описательных продуктов проекта, например: сайт, книга, видеофильм, статья, документальное кино и т.д.
Шкала 5. Отраслевая 0 - 25 баллов
- Регионально-ведомственная значимость проекта
Данная шкала фиксирует значение проекта для развития региональной образовательной системы. Оценивается, насколько проект может быть модельным, т.е. воспроизводимым в других местах и необходимым для развития регионального образования.
-
Предложения к проекту Закона «Об образовании в РФ» (ст. 19)
- п.2 продолжить словами «региональным органом исполнительной власти»;
- п.3, абзац 1 дополнить фразой «Формой предъявления результатов реализации инновационных образовательных проектов (программ) является отчуждаемый от автора инновационный образовательный продукт»;
- п.4, абзац1завершить словами « устанавливается федеральным или региональным органом исполнительной власти»;
- п.5 дополнить фразой «Они способствуют созданию систем ресурсного обеспечения инновационной деятельности в образовании, в т.ч. в форме частно -государственного партнерства».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.