Содержание
-
Использование коррекционных методов и приемов при организации уроков профессионально-трудовой направленности (на примере уроков Социально-бытовой ориентировки, Подготовки младшегообслуживающего персонала в 5-6 классах)
-
Основной задачей коррекционной школы является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и трудовой деятельности.
-
Обучение должно способствовать повышению мотивации учения, познавательной активности учащихся с нарушениями развития, воспитанию у них высокой культуры труда, усвоению ими необходимого объема знаний, формированию профессиональных умений, развитию способности к саморегуляции трудовой деятельности.
-
Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующей последовательности:
Привлечение внимания Организация восприятия Запоминание Обобщение, выводы Социально-трудовой опыт
-
Основные методы на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида
1. Словесные: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, самостоятельная работа учащихся с учебником, познавательные и вербальные игры (загадки, викторины, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в «угадайку» и др. Наглядные: демонстрация (показ) изучаемых объектов, изображений и приемов работы, телепередач, видеороликов, организация самостоятельных наблюдений учащимися. 3. Практические: специальные упражнения (в умственных и двигательных действиях), лабораторные работы, практическое выполнение трудовых заданий. Важную роль играют наглядные и практические методы. Но наиболее прочное усвоение учебного материала происходит лишь при условии сочетания их со словесными.
-
Объяснение
Предполагает: постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний; строгий, тщательный подбор фактического материала; определенную форму рассуждений: анализ, синтез, наблюдение и выводы; использование иллюстративного материала; формулировку выводов; включение дополнительных разъясняющих моментов (в зависимости от конкретной ситуации). Обратная связь, контакт с классом помогают учителю по ходу урока вносить необходимые поправки и коррективы.
-
Беседа
способствует развитию умения выражать свои мысли. Успешному применению метода способствует: варьирование форм вопросов с целью развития их устной речи (исключение вопросов не требующих размышления); предъявление требований к ответам обучающихся (исправлять аграмматизмы, неправильное ударение, просьба повторить фразу грамотно).
-
Метод объяснительного чтения
помогает приобретать и закреплять знания; способствует овладению навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного; помогает уяснить смысл как отдельных слов и выражений, так и смысла всего текста в целом; развивает словесно-логическую речь и мышление, способствует накапливанию запаса слов.
-
-
Экскурсии
дают возможность наблюдать мир таким, какой он есть, в естественной обстановке. Требования: - тщательная подготовка к экскурсии учителя; - подготовка обучающихся: рассказать о цели, содержании, организации экскурсии, поставить вопросы, ответы на которые нужно найти во время экскурсии; - после окончания экскурсии провести беседу с целью закрепления материала экскурсии.
-
Пример формы отчета
-
Лабораторные работы
развивают навыки самостоятельной работы обучающихся и их наблюдательность. В 5-6 классах первые лабораторные работы проводятся на базе наблюдений. В процессе наблюдений обучающиеся накапливают фактический материал, позволяющий делать логические выводы.
-
Упражнения в виде записей (под руководством учителя)
выполнение записей и зарисовок для лучшего понимания и запоминания учебного материала; письменные ответы на вопросы.
-
Познавательные и вербальные игры
Кроссворды http://cross.highcat.org
-
Пример кроссворда
-
Познавательные и вербальные игры
Ситуативные игры 6 класс. Медицинская помощь.Вызов «скорой помощи» и врача на дом. Пример. Вызываются 2 обучающихся. Одному из них предлагается вызвать «скорую» для бабушки по телефону, другому – роль медицинского работника, принимающего вызов. 5 класс. Культура поведения. Разговор со старшими и сверстниками. Пример. Приглашаются для участия 3 ученика. Один из них «играет» роль гостя, второй – роль ребенка-хозяина, третий - его родителя. Задание заключается в том, чтобы встретить гостя, проводить его в комнату, пригласить попить чаю.
-
Наглядные методы
Показ видеороликов, телепередач: UmmyVideoDownloader Телепередачи: «Уроки этикета» («Как правильно вести беседу»; «Как следует обращаться к другим»; «Манера речи») «Галилео» («Мобильный госпиталь»; «Санитарная авиация»; «Скорая помощь» и др.)
-
Практические методы
Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. Направлены на развитие умения обучающихся ориентироваться в задании, планировать работу, рационально ее организовывать и контролировать. Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности учащихся в работе.
-
Практическое выполнение трудовых заданий: 1) изучение готового образца, условий работы; 2) изготовление изделия по готовому плану (т.к. обучающиеся не знакомы с основными трудовыми приемами); 3) использование предметной технологической карты; 4) контроль выполнения работы (правильность выполнения трудовых приемов).
-
Принцип коррекции на уроках профессионально-трудового обучения в 5 и 6 классахзаключается:
1) в понимании обучающимися учебного материала; 2) в непосредственной связи теоретических знаний с практической работой; 3) в развитии самостоятельности в выполнении заданий и умения контролировать их результаты; 4) в формировании положительных мотивов обучения.
-
Коррекционные приемы, направленные на развитие мыслительной деятельности
Сравнение понятий с целью установления сходств и различий. Установление последовательности событий, выполнения работы, порядку действий. Исключение понятий. Умение следовать инструкции. Установление логических связей и отношений между понятиями.
-
Игровые приемы
«Да - нет-ка» «Верно-неверно» Пример. Выбери верные утверждения: Читать в транспорте полезно для глаз. Если пишешь правой рукой, то свет должен падать слева. Ногти стриги ежедневно. Смотри телевизор, сколько хочешь. К зимней одежде относятся ветровка, плащ и кепка. Тот, кто пишет письмо, называется адресатом.
-
«Какое слово лишнее?» Подчеркни выбранное слово. Пример: 1. Жилые помещения - это квартиры, общежития, гостиницы, офисы, детские дома. 2. Постоянное жильё – это квартира, гостиница, частный дом. 3. Подсобные помещения – это кухня, санузел, кладовая, детская, веранда, спальня.
-
Примеры заданий на установление логических связей и отношений между понятиями
-
Литература
Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида: пособие для учителей / Т.А. Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова. – Москва: Гуман.издат.центр «Владос», 2003. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: методическое пособие / Г.П.Кулишова. - Москва: Изд-во «АРКТИ», 2006. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: пособие для учителей / С.Л.Мирский. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1980. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) : учебное пособие / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; под ред. Б.П.Пузанова. – Москва: Изд-во «Академия», 2000.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.