Содержание
-
-
То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы… В.А. Сухомлинский С 1 января 2014 г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17.10.13 г. № 1155). Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности ФГОС ДО определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция умственного развития каждого ребенка…
-
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО
Конвенция о правах ребенка ООН (20.11.89г.); Конвенция ООН о правах инвалидов (13.12.2006г.); Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г.; Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст.5, ст.12.6; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г.); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30.08.2013г.)
-
Актуальность адаптированной системы работы
В настоящее время в системе специального образования приоритетной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, в частности, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Связная речь является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности. Использование традиционных методов работы с данной категорией воспитанников недостаточно, необходимо находить новые «обходные» пути решения задач формирования связной речи у детей дошкольного возраста, эффективность которых была бы очевидна. Цель ― проектирование модели адаптированной системы коррекционно-развивающей деятельности, максимально обеспечивающей создание условий для всестороннего развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи Задачи: способствовать общему развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития, подготовке их к успешному обучению в школе; создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями; обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми; способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
-
Практическая значимость адаптированной системы логопедической работы
Во многих исследованиях в области отечественной специальной педагогики анализируются различные аспекты речевой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с алалией Данные исследования отражены в работах М. Е. Хватцева, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Н.Н.Трауготт, Е.Ф.Соботович, С.Н.Шаховской, В.К.Воробьевой и др. В результате анализа литературы была сформулирована проблема адаптированной системы логопедической работы: «Использование мнемотаблиц в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с моторной алалией» Алалия - в буквальном переводе «безречие» (от греч. «а» — отрицание, «lalio» — говорю, речь) — грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Ученые выделяют следующие формы алалии: - моторная (экспрессивная); - сенсорная; - сенсомоторная
-
Классификация алалии
Сенсорная– недоразвитие импрессивной речи, поражениеречеслуховогоанализатора (центраВернике) Моторная– недоразвитие экспрессивной речипоражениеречедвигательногоанализатора (центраБрока) АфферентнаяРебенокзатрудняется в нахожденииотдельныхартикуляций,дляегоречихарактернызаменыартикуляционносхожихзвуков. Ребеноктакженеможетвоспроизвести, повторить слово, фразу Сенсомоторная (смешанная) Эфферентная У ребенкастрадаетпереключениеотоднойартикуляции к другой, емутрудновключиться в движение, выполнитьсериюдвижений. В речидетейгрубоискаженаслоговаяструктураслов (приэтомнарушениязвукопроизношенияотходятнавторойплан) АЛАЛИЯ
-
В результате мониторинга речевой деятельности дошкольников с ОВЗ была выявлена категория воспитанников, у которых отмечаются: задержка формирования всех двигательных умений; неспособность правильно проговаривать слова, перестановка звуков и слогов в слове; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; нарушение программирования целого высказывания: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами Результаты мониторинга речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в (%) (средний показатель) Сравнительный анализ состояния речевой деятельности дошкольников показал необходимость использования нетрадиционных методов работы над связной речью детей с моторной алалией, в частности метода мнемотехники
-
Метод мнемотехники Мнемотехника (в переводе с греческого «быстрое запоминание»)- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Структура мнемотехники
-
Практическая значимость применения метода мнемотехники
Использование мнемотехнических таблиц, мнемодорожек и мнемоквадратов - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на ассоциативные образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, учиться аналитико-синтетической деятельности. В сознании детей графические образы связывают прошлое, настоящее и будущее, образуя целостный образ запоминаемого события. Задачи использования метода мнемотехники: развитие речи; развитие мелкой моторики кисти руки при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; развитие умения перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы).
-
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
I - этап– Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено
-
II - этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы
-
III - этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания
-
Результативность опыта
Сравнительные данные мониторинга речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речидо и после применения адаптированной системы логопедической работы в (%) Уровень ниже среднего Средний уровень Высокий уровень 2012 г. - 34% 64% 2% 2013 г. - 30% 59% 11% 2014 г. - 27% 50% 23% Динамика развития речевой деятельности воспитанников: вдвое увеличилось количество детей с высоким уровнем речевого развития (с 2 % до 23 %); со средним уровнем было 64 %, а стало 50 %; на уровне ниже среднего осталось 27 % воспитанников (это обусловлено сложными нарушениями психофизического развития органического генеза) У ребят увеличился круг знаний об окружающем мире, появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией сверстников и родителей
-
Вывод
Таким образом, была отмечена положительная динамика использования метода мнемотехники для заучивании и воспроизведении различных текстов с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Положительные эффекты от применения данного метода следующие: повышение объема зрительной и вербальной памяти воспитанников; развитие визуального мышления; выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); ускорение сроков автоматизации звуков; формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Применять мнемотехнические приемы можно не только на занятии по развитию речи, но и на музыкальных занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, физкультурно-оздоровительных занятиях.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.