Содержание
-
«Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»
Никифорова Л.М. МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской обл.» 2018г.
-
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда 1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД 1.1.3. Возрастные особенности дошкольников старшего возраста с нарушениями речи 1.2. Планируемые результаты 1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения образовательной деятельности 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
-
1.1. Пояснительная записка
Планирование образовательной деятельности предназначено для работы учителя – логопеда с воспитанниками старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (НР), посещающими логопедический пункт. Принято считать, что к группе детей с нарушениями речи относятся дети с фонетическим нарушением речи, фонетико – фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации). Планирование образовательной деятельности содержит материал для организации коррекционно-развивающего процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Планирование образовательной деятельности разработано на основе ФГОС ДО, обеспечивающее разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
-
Образовательная деятельность в логопункте при работе с детьми с НР регулируется нормативно-правовыми документами:
Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.; СанПиН 2.4.1.3049—13 (постановление № 26 от 15 мая 2013 г.). Устав МДОУ Детский сад № 11 «Золотой петушок»; Программа развития МДОУ Детский сад № 11 «Золотой петушок»; Общеобразовательная программа ДО Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Постановление Правительства РФ от12 марта 1997г. №288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Положением о работе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК); Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме»; Положение о работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Ртищево; Письмом МО РФ от 22 января 1998г. №20-58-07 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Положением о логопункте МДОУ.
-
Цели и задачи образовательной деятельности учителя-логопеда Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
-
Целью образовательной деятельности в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда, является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте для детей с НР старшего дошкольного возраста, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников.Комплексность педагогического воздействия направлена:
На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с ФНР, ФФНР, общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие. На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу. На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
-
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с НР достигается через решение следующих задач коррекционной работы:
Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия). Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с НР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка. Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка. Развитие навыков связной речи дошкольников. Развитие коммуникативности и успешности в общении. Решение данных задач позволяет сформировать у дошкольников с НР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
-
Принципы и подходы к формированию ПрограммыВ соответствии со Стандартом образовательная деятельность в ДО построена на следующих принципах:1. Общие принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество ДОУ с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
-
2. Специфические принципы и подходы к формированию коррекционной деятельности:
этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения; системности и учета структуры речевого нарушения; комплексности; дифференцированного подхода; поэтапности; развития; онтогенетический; учета личностных особенностей; деятельностного подхода; использования обходного пути; формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения
-
Возрастные особенности дошкольников старшего возраста с НР
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении), такое нарушение называется общим недоразвитием речи.
-
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения образовательной деятельности представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с НР к концу дошкольного образования. Целевые ориентиры зависят от тяжести речевого нарушения.
-
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения образовательной деятельности
Логопедическая работа. Ребенок: - обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; - усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; - умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; - умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); - правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; - умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; - умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов; - составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; - умеет составлять творческие рассказы; -осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; - владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; - владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; - осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); - умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; - знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; - правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); - воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
-
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
Коррекционная деятельность отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год (2 – я половина сентября, мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Диагностическое обследование речевого развития воспитанников группы проводится по разработанным «Методическим рекомендациям к проведению диагностирования уровня развития воспитанников с ОНР по разделу речевое развитие» (Поваляева М.А. «Справочник логопеда» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.); Результаты мониторинга находят отражение: -в «Экране звукопроизношения группы» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка; - в речевых картах воспитанников группы; -в ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.